Проблемы биоэтики в свете православного вероисповедания

Медицинские технологии и церковь

Начало нового тысячелетия ознаменовало себя стремительными темпами развития биомедицинских технологий. Их активное вторжение во все сферы жизни современного человека, не имеющего правильных ответов на встающие перед ним нравственные вопросы, вызывает серьезную озабоченность общества. Стремление человека взять на себя роль Всевышнего Творца в процессах "совершенствования" Его творения принесут человечеству еще неизведанные доныне проблемы и страдания. Бурное и бесконтрольное применение новейших биомедицинских технологий без осмысления духовно-нравственных и социальных последствий вызывает у Церкви глубокую пастырскую озабоченность. Позиционируя себя в дискуссиях о проблемах биоэтики, в первую очередь связанных с воздействием на человеческую жизнь, Православная Церковь основывается на Божественном Откровении о жизни человека, как бесценном даре Божьем. Библия утверждает принципы богоподобного достоинства личности, призванной "к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Посл. Филип. гл 3. ст.14), к достижению совершенства Небесного Отца (Ев. от Матф. гл.5. ст. 48) и причастию Божественного естества (2 посл. Пет. гл.1. ст. 4).

Необходимо признать - новые биомедицинские методы в большинстве случаев позволяют успешно преодолевать проблемы бесплодия. В то же время широкое распространение технологического вмешательства в тайну сотворения жизни человеческой несет серьезную угрозу для духовного и физического здоровья, как отдельной личности, так и человечества в целом. Подрываются устои взаимоотношений в социуме, издревле заложенные в библейских заповедях. На международном уровне пропагандируется идеология так называемых репродуктивных прав человека. Ее постулаты возвышают реализацию половой и социальной функции личности над заботой о будущем ребенка, нравственном и физическом здоровье и стабильности общества. Просматриваются тенденции восприятия человеческой жизни не как божественного дара, а как продукта приравненного к материальным ценностям.

Вероучение Православной Церкви утверждает в пастве следующие принципы духовных и плотских отношений мужа и жены. Детородная функция является желанным плодом законного супружества, но при этом не единственной его целью.

Вместе с рождением "плода чрева на пользу" супруги благословляются дарами «непреходящей и взаимной любви, целомудрия, единства душ и тел". Поэтому Церковь не вправе признать нравственно оправданными иные, не согласованные с великим замыслом Творца, пути к деторождению. В том случае, если муж или жена страдают недугом бесплодия, а попытки терапевтического и хирургического лечения не приносят результата, им должно смиренно принять свое бесчадие как личное жизненное призвание. Согласно пастырским рекомендациям в подобных случаях не исключается также возможность усыновления ребенка по общему согласию супругов. Допустимым Церковью современным методом медицинской помощи признается искусственное оплодотворение половыми клетками мужа. Такой подход к проблеме бесплодия не нарушает целостность брачного союза, т.к. в своем принципе серьезно не отличается от естественного зачатия.

Искусственное оплодотворение и религия

В тоже время донорство половых клеток со стороны третьего лица Церковь считает недопустимым. Данные биомедицинские манипуляции нарушают целостность личности мужа или жены и интимность брачных отношений. Кроме того, подобная практика благоприятствует распространению безответственного отцовства и материнства. Такого рода родительство заведомо освобождено от каких-либо обязательств по отношению к тому, кто станет "плотью от плоти" – будущему ребенку. Привлечение донора к процессу деторождения полностью подрывает основы брачных взаимоотношений, разделяя родителей ребенка на две категории – социальную и так называемую биологическую.

Речь идет о методе вынашивания женщиной оплодотворенной донором яйцеклетки с последующей передачей ребенка «заказчикам», названном в миру «суррогатным материнством».

Суррогатное материнство в соответствии с пастырским наставничеством Православной Церкви является противоестественным и аморальным. Такой способ деторождения нарушает глубинную эмоциональную и духовную связь между матерью и ребенком, рождающуюся и развивающуюся в период вынашивания плода в чреве. "Суррогатное материнство" наносит неизгладимую душевную травму как вынашивающей женщине, убивая в ней материнские чувства, так и ребенку, которого впоследствии будет преследовать кризис самосознания. Морально недопустимыми с точки зрения православной биоэтики признаны также технологии экстракорпорального («вне тела» лат.) оплодотворения. Данный метод, получивший мирскую аббревиатуру ЭКО, предполагает заготовку, консервацию и преднамеренное уничтожение "избыточных" эмбрионов. Каноны Православия же однозначно провозглашают признание человеческого достоинства даже за эмбрионом. На этом же основании Церковью производится осуждающая моральная оценка искусственного прерывания беременности (аборта).

Православная Церковь также признает нарушением биотических норм оплодотворение донорскими клетками одиноких женщин и так называемую «реализацию репродуктивных прав" одиноких мужчин, а также лиц с нестандартной сексуальной ориентацией. Все эти ныне активно пропагандируемые в обществе мнимые права вместе с применением большинства репродуктивных методов становятся формой богоборчества, проводимого под ложными лозунгами защиты прав человека и свободы личности.

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Детка-Конфетка - портал для детей и их родителей. Содержание, XML.