Удивительный мир чайлдфри

Люди рождают людей, поколение сменяет поколение — это так же привычно и не требует объяснений, как смена времен года или ежедневный восход солнца на востоке. Не смотря на все достижения медицины, ни один житель планеты Земля не сможет похвастаться, что у него не было биологических родителей. Рождать себе подобных, что может быть естественнее?

Конечно, во все времена были и есть мужчины и женщины, которые остаются бездетными, но общество склонно жалеть таких своих членов. Корни этой жалости кроются, пожалуй, в прошлом: каких-нибудь пятьдесят лет назад, не говоря о более далеком времени, в цивилизованном обществе не была принята свобода в смене сексуальных партнеров, контрацепция находилась в зачаточном состоянии, поэтому бездетными оставались люди, имеющие проблемы с репродуктивным здоровьем или не сумевшие создать семью.

Бездетность (англ. childless) воспринималась и до сих пор воспринимается в сознании большей части людей как лишение, как вынужденное состояние, причиной которого могут быть непреодолимые обстоятельства, но никак не свободный выбор человека. Разве можно  хотеть никогда и ни при каких обстоятельствах не иметь детей? Разве можно рассматривать отсутствие в своей семье ребенка как величайшее благо?

Оказывается, можно. В 1990-е годы в европейских странах стало набирать популярность движение childfree. Чайлдфри не используют в отношении себя слово childless, так как оно подразумевает бездетность, как лишение и имеет оттенок ущербности; чайлдфри — люди, сделавшие свободный и осознанный выбор в пользу бездетной жизни ( англ. child – ребенок, дитя; free – свободный, освобожденный).

Итак, множество мужчин и женщин, как супругов, так и не имеющих постоянного партнера, не желают иметь детей ни при каких обстоятельствах. В настоящее время многие наши соотечественники также называют себя чайлдфри. На чем основано такое отрицательное отношение к рождению себе подобных?

Путем исследования тематических сайтов, форумов и сообществ выяснилось, что у всех чайлдфри общим является лишь нежелание иметь собственных детей, мотивация же может быть совершенно различной.

Мотивация №1. Чайлдфри - благодетели человечества.

Мир перенаселен — шутка сказать, шесть миллиардов человеческих особей (и все едят, пьют и портят экологию промышленными отходами)! И если кто-то из этих шести миллиардов решит не производить потомство, да еще и будет от этого счастлив, то остальные должны только порадоваться и сказать ему спасибо.

Небольшая часть наиболее радикально настроенных «неразмноженцев» считает, что для экосистемы планеты было бы лучше, если бы человечество и вовсе вымерло.

Когда дело касается вопросов веры, любые аргументы «за» и «против» становятся бессмысленны. Конечно, человек волен верить во что ему угодно: кто-то верит, что мир создан для человека и ради человека и считает долгом «плодиться и размножаться», а кто-то  верит, что человечеству лучше бы исчезнуть с лица земли и решает не рожать детей.

Мотивация №2. Чайлдфри — благодетели своих нерожденных детей.

Надо признать, что судьба экосистемы на планете и численность людей, волнуют лишь очень малую часть чайлдфри. Зато многих волнует судьба их гипотетических детей в этом мире вечной борьбы за место под солнцем, в мире коррупции и бесправия отдельного человека перед государством, в мире грядущих, по мнению этой части чайлдфри, войн.

Условия существования в современном обществе кажутся настолько безрадостными, что идейные чайлдфри даже при высоком материальном достатке отказываются от рождения детей.  Зачем приводить в этот мир нового человека, который еще и этого не просил? Скажет ли он спасибо родителям за жизнь?

«...этот мир не ждет ничего хорошего. Его ждет ядерная война, экологическая катастрофа, истощение природных ресурсов и законы джунглей. Я не хочу, чтобы мои дети или внуки жили в мире, в котором будут убивать за кусок еды».

Под этими словами могли бы подписаться многие из чайлдфри.

Мотивация №3. Чайлдфри просто не любят чужих детей и не хотят своих.

Многие чайлдфри признаются, что один вид ребенка, в особенности младенца, вызывает  у них чувство, близкое к омерзению. Внешний вид, звуки, которые издают дети, степень их  умственного развития и даже запах (не говоря уже об испражнениях), шумливость и гиперактивность подрощенных деток — все это вызывает у таких чайлдфри как минимум раздражение.

Тот неоспоримый факт, что все умные и воспитанные взрослые, да и сами чайлдфри, когда-то были детьми со всеми детскими «недостатками», не имеет никакого значения. В жж-сообществе чайлдфри нередки посты примерно такого содержания:

«...на невоспитанную собаку, которая бросается на людей, пытаясь укусить, или испачкать грязными лапами, принято надевать намордник и поводок. С такими же детьми почему то принято сюсюкать изо всех сил, хотя, следует делать примерно тоже самое, что с собакой»;

«...аккурат подо мною обитает семья с младенцем: эта зараза орет практически  круглые сутки. Где только они калории берут на такой звук»;

А вот пример несколько специфического юмора:

«– Вы любите детей?

– Ненавижу!

– Зачем вы тогда читаете Крапивина?

– Люблю фэнтези: отважные рыцари, прекрасные принцессы, и дети, которых не хочется убить об стену...»

Чайлдфри с подобной мотивацией мечтают о поездах и самолетах, куда не пускали бы с детьми, о ресторанах, кафе и об отелях «только для взрослых» и даже о домах, где было бы разрешено селиться жильцам только без детей.

Надо сказать, что за границей уже видны первые шаги в этом направлении. В США апартаменты (съемное жилье) в некоторых домах сдаются с условием “no kids, no pets”, прописанным в договоре (то есть без детей и без домашних животных). Также в США известен прецедент, когда мать с плачущим младенцем ссадили с самолета, так как ребенок криками нарушал общественное спокойствие.

В лексиконе этой категории чайлдфри можно найти такие синонимы к слову ребенок, как жеребенок, спиногрыз, кровопийца, личинка и мочун, а для родителей — размноженцы, неадекватные детные и свиноматки (или более мягко: детные самочки). Неудивительно, что разгневанное общество в ответ заклеймило чайлдфри как детоненавистников.

Справедливости ради стоит сказать, что подобная мотивация свойственна далеко не всем чайлдфри. Многие из них относятся к детям вполне ровно и равнодушно или даже с симпатией — просто считают, что детям не место именно в их жизни.

Мотивация №5. Чайлдфри по эгоистическим соображениям.

Дети не так уж плохи, а мир вполне уютен и даже местами прекрасен, и насколько же удобнее и приятнее осваивать этот мир, не имея в наличии детей! Дети, даже самые идеальные, тихие и замечательно воспитанные, требуют от родителей самого драгоценного — времени.

Того самого времени, которое не купишь за деньги и которое можно было бы потратить с большой пользой на саморазвитие, построение карьеры, на путешествия или общение с друзьями и с любимым человеком, а не на бессонные ночи рядом с младенцем и не на заботы и хлопоты о благополучии подростка (кстати, из которых еще и неизвестно, что вырастет!).

Помимо времени, родители вынуждены тратить на детей и значительные материальные ресурсы, а также серьезно ограничивать свою свободу: сколько замечательных мест родители не смогут посетить просто потому, что им не с кем оставить детей!

Дети, по мнению данной категории чайлдфри, это обязанности, ответственность и самоограничение, и при этом им непонятно, ради чего человек должен взваливать на себя такую обузу.

«...до лампочки мне, каким он <ребенок — прим. автора> вырастет. Пусть даже очень хорошим. Я хочу заниматься не кем-то, а только СОБОЙ, любимой и ненаглядной.

«Достали кровопийцы. Не желаю, чтобы от меня кто-то зависел и чего-то от меня хотел...»;

«...почему бы просто не жить в свое удовольствие - зачем мучать организм болезненными беременностями-родами-кормлением, потом вешать на себя 20 лет каторжного ухода за личинками - ради чего?»

Коротко и ясно: если человек хочет жить только для себя, кто может ему запретить или переубедить?

Мотивация №6. Чайлдфри, не готовые нести ответственность и риски за жизнь и нравственное здоровье будущего члена общества.

Этими людьми движет отнюдь не желание прожить жизнь для себя, их выбор бездетности основан на тщательно обдуманных рисках, которые несет в себе отцовство и материнство. Дети - это зависимость, от которой нельзя в любой момент избавиться. Приняв решение родить ребенка, нужно будет заботиться о том, чтобы вырастить достойного члена общества, как минимум ближайшие двадцать лет, а то и всю оставшуюся жизнь.

Чайлдфри с подобной мотивацией своей бездетности не могут взять на себя такую ответственность. Вдруг они окажутся несостоятельны как родители и воспитатели и в их семье вырастет моральный урод?

Кроме того, нельзя поручиться, что у самых здоровых родителей родится здоровый ребенок. Страх иметь физически или психически неполноценного ребенка останавливает многих чайлдфри, не готовых «участвовать в лотерее, где возможен такой проигрыш».

Взвесив все риски, а также подумав о тех лишениях, которые придется терпеть ради детей, эти люди решают, что лучше им вовсе не рожать.

«...я не хочу заводить детей не потому, что я их не люблю. А потому что нафиг такую ответственность за чужую человеческую жизнь. Я - не совершенство, я не могу гарантировать, что я могу вырастить счастливого и гармоничного человека - и именно поэтому заводить его мне представляется безответственным и безнравственным.

А не потому, что он писается».

Наиболее частые возражения, которые встречают на своем жизненном пути чайлдфри сводятся к трем аргументам:

  • если бы все были как вы, человечество вымерло бы;
  • стакан воды в старости, который некому будет подать;
  • жизнь женщины/мужчины без потомства неполноценна/несчастлива.

В удивительном мире чайлдфри все эти аргументы становятся лишь клише, штампами, застилающим глаза «размноженцам».

Вымирание человечеству если и грозит, то лишь в силу собственного варварского отношения к природе, а уж никак не из-за взглядов чайлдфри.

Одинокая старость — отнюдь не неотвратимый приговор для каждого чайлдфри. Старость в окружении друзей, супруга, старость в занятиях любимым хобби и путешествиях — вот вполне приятная и вполне достижимая альтернатива. Кроме того, наличие биологических детей и внуков не есть гарантия, что кто-то из них захочет заботиться о Вас в старости.

Растить и воспитывать детей и внуков на протяжении десятилетий приходится без всяких гарантий во взаимной любви и помощи в старости, достаточно того, что ты однажды принял решение иметь детей.

Что касается женщины, которая будет несчастлива, не родив в своей жизни ребенка, то тут чайлдфри категоричны: для самореализации и счастливого существования дети не нужны! Большое несчастье родить ребенка под давлением стереотипов или общественного мнения, а потом погрязнуть в быте и тянуть этого ребенка как ярмо, оплакивая потерянные возможности в образовании и карьере.

Женщина должна иметь ребенка только в одном случае, а именно если она понимает все трудности и обязанности материнства и чувствует, что хочет их взять на себя ради появления на свет малыша — каким бы он ни родился и каким бы он ни вырос.

Причины появления чайлдфри - «неразмноженцев», отказывающихся иметь своих детей, -  пытались понять психологи и социологи. Миф о том, что чайлдфри не имеют детей потому, что на самом деле не могут, даже не будем рассматривать. Основная масса чайлдфри образованны, имеют материальный достаток и хорошее репродуктивное здоровье. Как правило, есть и семья или постоянный партнер.

Некоторые считают, что позиция чайлдфри есть своего рода временное помутнение рассудка в силу малого жизненного опыта, молодости или психологической незрелости. Когда-нибудь и им захочется иметь ребенка, потому что возьмет свое материнский/отцовский инстинкт.

Другие их коллеги-психологи ищут причину в детских травмах психики, потому что именно в неблагополучном детстве, по их мнению, кроются корни «детоненавистничества».  Впрочем, среди самих чайлдфри ни то, ни другое мнение не получает подтверждения.

Материнский и отцовский инстинкт, будто бы присутствующий у каждого нормального человека, чайлдфри считают мифом. А интернет-опросы в сообществе чайлдфри показали, что лишь около 20 человек из 100 не хотят даже вспоминать свое детство, при этом 15 человек из ста утверждают, что это было прекрасное время. Остальные с небольшими вариациями в оценках утверждают, что их детство было совершенно обычным.

Каковы бы ни были причины возникновения движения чайлдфри, оно не остается не замеченным и не оцененным современниками. Традиционные религии, такие как иудаизм, христианство и ислам, считают мировоззрение чайлдфри несовместимыми с волей Бога о человеке, а также видят в эгоистических мотивах бездетности оскудение любви и жертвенности.

Социологи видят в движении чайлдфри некоторую угрозу традиционному укладу в обществе. В самом деле, если значительная часть населения отдельно взятого государства проникнется идеями чайлдфри, кто будет платить налоги и служить в армии?

Обыватели, которые сами являются родителями, не вникают в тонкости мотивации добровольно бездетных и настороженно и с неприязнью воспринимают любое упоминание о «детоненавистниках». Воспитанные в современном толерантном обществе «детные» родители, конечно, признают, что каждый человек волен сам решать рожать ему или не рожать, но в глубине души они не могут не считать, что чайлдфри морально неполноценные и несчастные люди.

Неизвестно, волнует ли в целом настороженное и неприязненное отношение общества самих  добровольно бездетных. Возможно, стоит и вовсе оставить чайлдфри в покое? Может для общества будет лучше, если некоторые люди действительно не будут иметь потомства?

Логинова Юлия
все статьи автора

Комментарии:

Lady Liberty пишет (24 Февраль 2012, 06:48:36):

"no kids, no pets" - только сейчас, только в Штатах? Да еще годах в 1980-82 в курортных городках на югах тогдашней единственно возможной страны попадались объявления "Сдам комнату отдыхающим без деток". И уже тогда прекрасно понимала хозяев, не желающих круглосуточного ора и тотального дестроя. Даже на непродолжительное время, даже за деньги.

Детоненавистница примерно с 5-6-летнего возраста, сейчас мне 43.

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Горшок

ночи стряпуха умаялась, заснула на полу около печи и так захрапела — тараканы обмирали со страха, шлепались, куда ни попало, с потолка да со стен. В лампе над столом пованивал голубой огонек. И вот в печке сама собой отодвинулась заслонка, вылез пузатый горшок со щами и снял крышку. — Здравствуй, честной народ. — Здравствуй, — важно ответила квашня. — Хи, хи, — залебезил глиняный противень, — здравствуйте! — и клюнул носиком.

Узнать, что было дальше

Детка-Конфетка - портал для детей и их родителей. Содержание, XML.