Интеллект по наследству?

«Не стоит обожествлять интеллект. У него есть могучие мускулы, но нет лица». Альберт Энштейн.

Английская аббревиатура IQ — intelligence quotient — широко вошла в нашу жизнь и не требует перевода. Этим термином принято обозначать количественную оценку уровня интеллекта человека. Уровень этот определяется с помощью специальных тестов, которые рассчитаны на оценку мыслительных способностей.

История измерения интеллекта начинается в 1869 году, когда английский психолог Френсис Гальтон, находясь под впечатлением работы своего двоюродного брата Чарльза Дарвина, опубликовал научный труд "Наследование таланта". Именно Гальтон ввел в психологию и антропологию понятие наследственности и попытался объяснить интеллектуальные особенности человека. Изучая биографические данные выдающихся людей, ученый большое внимание уделял факту их родства между собой. Для определения способностей человека ученый впервые использовал тесты, которые  измеряли 120 параметров интеллекта. Гальтон был впечатлен результатами исследования, и пришел к выводу, что наследственность играет немалую роль в развитии высокого интеллекта. Однако он не отрицал влияния на способности и многих других обстоятельств.

Дискуссия о том, передаются ли по наследству способности, измеряемые тестами IQ, продолжается на протяжении долгого времени. В сотнях научных работ, посвященных этой теме, результаты иногда значительно отличаются друг от друга. Большой резонанс в ученой среде вызвало исследование американских и финских ученых, которые обнаружили, что гены оказывают оромное влияние на развитие определенных частей гловного мозга. По их мнению, наиболее подвержены "генному влиянию" те части мозга, которые отвечают за позновательные способности, обучаемость, логическое мышление. Пол Томпсон из университета Калифорнии и его коллеги с помощью техники магнитного резонанса обследовали 10 пар однояйцевых и 10 пар разнояйцевых близнецов. У однояйцевых близнецов набор генов одинаков, у разнояйцевых близнецов схожа примерно половина генов. Выяснилось, что определенные зоны мозга наследуются с большой вероятностью. К таким зонам относятся те, что отвечают за язык, а также передняя зона, играющая большую роль в процессе познания. У однояйцевых близнецов эти зоны совпадают с точностью 95-100%, у разнояйцевых близнецов - в пределах 60-70%.

Судя по результатам исследования, в развитии интеллектуальных способностей наследственность играет гораздо более важную роль, чем весь жизненный опыт человека. "Мы обнаружили, что различия в сером веществе передней зоны мозга в значительной степени связаны с различиями в функционировании интеллекта", - сообщили авторы.

Однако неправильно утверждать, что IQ определяется только генами. Зачастую в исследованиях принимают участие родные братья и сестры, которые выросли в одной среде, что может сближать значения их уровня интеллекта. Решающими оказались наблюдения за однояйцевыми близнецами, которые были разделены в раннем детстве и воспитывались в разных семьях, в разной культурной среде. Генотип у этих близнецов одинаковый, а уровень интеллекта получился разным.

По словам кандидата психологических наук, доцента кафедры психогенетики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова Надежды Зыряновой, вокруг проблемы передачи уровня интеллекта по наследству возникло много мифов. На самом деле интеллект ребенка зависит как от генов, так и от среды, в которой он растет. Проследив за детьми из семей, в которых родители не блистали способностями, ученые установили, что после их усыновления в семьи, где уделялось большое внимание умственному развитию, интеллектуальный уровень таких ребят намного увеличивался.

Малышу необходимо создавать благоприятную среду для развития способностей, данных ему при рождении. Многие психологи считают, что с помощью развивающих занятий родители могут повысить IQ ребенка, особенно если займутся этим с раннего детства. В возрасте до двух лет развитие ребенка идет огромными темпами. Есть и другие, так называемые «сенситивные» периоды, когда ребенок совершает качественный скачок в своем развитии. Так, начать хорошо говорить дети готовы к трем годам, с пяти до семи лет – подходящий возраст для овладения чтением. Эти периоды «особой готовности» довольно кратковременны, и когда они проходят, развитие определенной стороны интеллекта затрудняется.

Американские психологи провели специальное исследование, в котором приняли участие малыши, мамы которых имели очень низкий уровень интеллекта. Ученые несколько лет занимались умственным развитием детей и готовили их к школе. В итоге у некоторых ребят IQ стал выше на 30 баллов, и большинство детей значительно повысили свой интеллектуальный уровень и опережали в развитии многих сверстников. К сожалению, IQ снизился практически сразу после того, как исследование закончилось и дети вернулись в свою обычную среду к неразвитым родителям.

Российские психологи взяли под наблюдение группу детей шестилетнего возраста с одинаковым IQ. В ходе эксперимента часть ребят пошла в школу, часть осталась еще на год в детском саду. Итоги стали явственно видны уже через год: у детей, которые пошли в школу, уровень интеллекта был выше, поскольку школа предлагает более богатую среду для развития.

Уровень интеллекта не зависит от расовых и национальных различий. Одним из любимых предметов для изучения в США является уровень интеллекта белых и афроамериканцев. Ранние исследования играли на руку сторонникам теории расового превосходства, ведь они показывали, что у представителей белой расы IQ в среднем примерно на 15 баллов выше. Но более поздние исследования показали, что эти баллы характеризуют типичную разницу в уровне интеллекта привилегированных слоев населения и ограниченных в правах групп независимо от национальной принадлежности. В группах равных по положению в обществе, образованию, доходу, по количеству детей в семье, по духовным ценностям средний уровень IQ не различался.

Не увенчалась ожидаемым успехом и затея американского генетика Роберта Грекхема по созданию идеального сверхчеловека. В 1980 году при поддержке ряда спонсоров ученый собрал в собственной лаборатории генетический материал самых выдающихся людей планеты, в том числе и нобелевских лауреатов. Опыты продолжались до 1999 года.  В ходе эксперимента родилось более 200 детей с совершенно обычными способностями. У единственного мальчика, Дорона Блейка, IQ равнялся 180. В 2 года он умел пользоваться компьютером, в 5 – читал "Гамлета". Но дальнейшая жизнь Дорона сложилась не так удачно. Примкнув к движению хиппи, он забросил учебу и увлекся оккультными науками. Этот пример еще раз доказывает, что познавательные способности человека хоть и определяются его наследственностью, в тоже время зависят и от окружающих условий, от воспитания и обучения.

Наследование уровня интеллекта не означает передачу от предков таланта или гениальности. Если бы это было действительно так, то одаренные гении рождались бы только в одних семьях, передавая свой дар по наследству. Однако талантливые дети чаще всего рождаются у обычных родителей, причем замечено, что в многодетных семьях природа щедро одаривает только одного или двух детей. Так, в семье музыкантов Бахов действительно гениальным стал Иоганн Себастьян, у Толстых ярче всего просиял талант Льва Николаевича, а из 14 детей Менделеевых прославился лишь Дмитрий Иванович. Так что талант и гениальность не передаются по наследству, ребенок «одаряется» ими свыше.

Кстати, наши потомки имеют возможность повысить свой уровень интеллекта независимо от наследственности, поскольку с каждым годом земляне становятся умнее. Американский ученый Дж. Р. Флинн подсчитал, что благодаря качественному  улучшению нашей жизни: питанию, развитию здравоохранения, жилищных условий, за вторую половину ХХ века уровень интеллекта всех жителей планеты увеличился на 20 баллов. Большое влияние на людей оказывает и информационная среда: увеличивается число образованных людей, растет общая информированность населения.

Уровень IQ – не российское изобретение. В России тесты, его измеряющие, не так широко распространены. Поэтому большинство россиян не знают своего уровня IQ, и не испытывают никаких комплексов по этому поводу. Тем более, что в последнее время американские психологи говорят еще об одном факторе, без которого сложно добиться жизненного успеха даже имея высокий уровень интеллекта. Это так называемый EQ - коэффициент эмоциональности. Он выражает способность человека адекватно проявлять свои эмоции в различных ситуациях и строить отношения. Считается, люди с высоким IQ, но с недостаточным EQ, не имеют больших шансов добиться успеха в жизни. Залог жизненного счастья – это гармоничное развитие человека.

Андреева Елена
все статьи автора

Комментарии:

White_fire пишет ( 4 Апрель 2012, 07:41:31):

Верно. Только слово "свыше" здесь не подходит. Просто есть определённые гены и определённые условия воспитания.

Македонский пишет ( 2 Декабрь 2010, 09:17:51):

Не правда,что каждое поколение умнее предыдущих.Если следовать этому заблуждению,то несколько тысяч лет назад люди были глупыми?!А как же Платон,Аристотель,Конфуций? А как же эволюция, прогресс?То что сейчас дошкольники умеют читать, писать, пользоваться ПК не говорит о высоком интеллекте.Их достижения зависят на прямую от уровня жизни,среды обитания, ну и конечно от развития научно-технического прогресса.

Михаил пишет (23 Ноябрь 2010, 08:26:42):

чушь. то что программа школьников сложнее не значит. что они умнее стали.
я начал учиться в школе в 1981 году, я умел писать. считать не хуже чем мои дети.

Miss_Saygon пишет (23 Июль 2010, 17:21:13):

То, что каждое поколение умнее предыдущих - факт. Современные дошкольники умеют ТАКОЕ, что нам и не снилось.
Практически все к первому классу умеют читать, считать. А наши ровестники шли в школу для того, чтобы научиться этому...

Оставить комментарий:


 
If you have trouble reading the code, click on the code itself to generate a new random code.
 

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Детка-Конфетка - портал для детей и их родителей. Содержание, XML.