Ребенок из детского дома. Особенности развития вне семьи в раннем возрасте.

Известно, что воспитанники детских домов в достаточно сильной степени отличаются от своих сверстников, живущих в семье. Попробуем выделить основные причины, оказывающие существенное влияние на специфику развития таких детей. В младенческом возрасте отсутствие матери или другого близкого человека (бабушка, няня), который выполняет материнскую функцию, накладывает негативный отпечаток на сознание малыша, тормозит его психическое и физическое развитие. Дети довольно быстро привыкают к отсутствию необходимого им физического контакта со взрослым и вынуждены довольствоваться теплотой человеческих рук лишь при переодевании, купании, медицинском осмотре, «механическом» кормлении. Потребность в человеческом тепле и тесном общении при этом у них не пропадает, она принимает необычные формы. Если малыша из семьи попытается взять на руки чужой человек – вероятно, что малыш, который уже умеет отличать маму, начнет беспокоиться и плакать. Детдомовский же малыш будет рад любому контакту, любому человеку – у него нет той единственной и самой лучшей, которой он безгранично доверяет, поэтому заботу и общение он готов принимать от каждого. Нехватку тепла и внимания детдомовские детки пытаются компенсировать сосанием пальца, перебиранием пальцев рук и ног. Стереотипные движения головы из стороны в сторону или биение головы об кровать – обычное явление, так дети пытаются чем-то занять себя. У младенцев из дома ребенка контакт «глаза в глаза» со взрослым происходит в очень ограниченном количестве. Дети не копируют мимику взрослых, хуже различают эмоции и интонации, как следствие – скудно проявляют эмоции сами. Они редко улыбаются и мало плачут. Дома все члены семьи подстраиваются под маленького человечка. Напротив, строгий режим в казенных учреждениях вынуждает кроху подстраиваться к нему. Таким образом, дети, оставшиеся на попечении государства с малого возраста, вынуждены удовлетворяться лишь уходом в рамках режима, без внимания к своим индивидуальным потребностям. У таких детей, начиная с самого нежного возраста, подавляется ощущение собственной значимости, вырастающее в дальнейшем в нарушение самооценки и самосознания. Начиная со второго полугодия и вплоть до 3-4 лет, карапузы - настоящие исследователи, а также «повторюшки». Они до всего хотят дотянуться, потрогать, использовать как по назначению, так и всеми другими возможными способами. Это наилучший способ познания окружающего мира. Дети пытаются делать домашнюю работу, как взрослые: подметать веником или пылесосить, закидывать белье в стирку, солить пищу, поливать цветы, даже пользоваться ножом и дрелью – этот список бесконечен. Малыши устраивают проверки взрослым на «можно» и «нельзя», пытаются вызвать и понять реакцию взрослого на различные свои действия и противодействия. Мир же ребенка из детского дома очень ограничен, малыш лишен возможности широко познавать мир, как это происходит у детей, растущих в семьях. В силу особенностей содержания, детдомовские малыши долго проводят всё свое время в кроватках, прежде, чем им разрешается играть на полу. И все они поздно начинают ходить. Информационно-познавательный голод отрицательно сказывается на развитии детей, они не понимают предназначения многих обычных предметов, из-за строгих запретов не пытаются использовать и исследовать вещи и предметы обихода вне игровой зоны, не представляют логической цепочки: откуда берется пища на столах, как появляется чистое белье и так далее. Из-за недостатка общения дети, растущие вне семьи, начинают поздно говорить и имеют маленький словарный запас, плохо владеют эмоциями или вовсе не выражают их. Они не могут общаться со взрослым на равных, так как внимание взрослого получить в их трудной жизни очень непросто Ранний детский возраст – наиболее благоприятный в плане коррекции. Чем меньше времени провел ребенок в детском доме, чем меньше он будет помнить о нем, чем раньше он попадет в нормальную среду и получит все необходимые составляющие для развития и адекватного представления об окружающем мире, тем быстрее он догонит ровесников в физическом и умственном развитии. Отсутствие факторов психической и эмоциональной депривации в дальнейшем будет исключительно положительно влиять на самосознание, эмоционально-волевую сферу ребенка.

Аникина Мария
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)