История домашнего образования

Понятие «Домашнее образование» говорит само за себя: образование внутри семьи, силами семьи – вот что такое домашнее образование.

До становления систем образования именно оно играло существенную роль в становлении профессиональных навыков ребенка и даже его основ мировоззрения. Ведь вся система обучения дома строилось на социальной роли семьи и господствующих в обществе национально-культурных традициях.

В России на протяжении 18-19 вв. практика домашнего образования имела важное значение для формирования системы общего образования. Со времени возникновения университетов, гимназий и других учебных заведения, оно являлось обязательным начальным этапом для желающих продолжать обучение. Началом обучения в государственных учебных заведениях служил экзамен по предварительно изученным дома дисциплинам. Подобные испытания были своего рода предвестниками экстернатуры – т.е. домашнего обучения с последующей аттестацией на гимназических экзаменах.

Домашнее образование получило распространение в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. Наиболее родовитые и богатые дворяне в Москве и Петербурге также предпочитали дать ребёнку домашнее образование, особенно в случае нежелания определить его по воинской части. Для незаконнорождённых дворянских детей домашнее образование позволяло поступить в университет с дальнейшим получением чина, и тем самым вернуть его в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей, для сирот оно открывало возможности домашнего учительства.

До учреждения в 1755 году Московского университета функции домашних педагогов выполняли в основном приходские священники, дьячки, наёмные учителя из обрусевших немцев, русские семинаристы. К середине 18 века сложилась практика привлекать к домашнему образованию университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С конца 18 века стало популярным приглашать учителей-иностранцев (французов, англичан). В 30-40-х годов 19 века оформилась система домашнего образования в виде приходящих домашних наставников и домашних учителей, а также гимназических преподавателей. Каждой должности соответствовал образовательный ценз, права и привилегии, круг обязанностей, пособия от МНП. В своей деятельности домашние педагоги руководствовались Положением о домашних наставниках и учителях, согласно которому было запрещено допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших от русских университетов аттестатов на учительские и наставнические звания. Сведения о домашнем преподавании подавались в ежегодных отчётах по МНП. Постановления МНП 1853, 1868 в области домашнего образования имели целью повысить престиж профессии домашнего педагога, привлечь к частному преподаванию лиц из среды отечественной интеллигенции и таким образом снизить сохранявшуюся потребность в иностранных учителях. С 1868 звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания; домашним наставником можно было стать по окончании высшего учебного заведения.

По традиции учителя нередко жили в доме на протяжении много лет, учили детей старших и младших и фактически имели пожизненное обеспечение.

Так как ремеслинечество с младых ногтей в середине 19 века перестало быть актуальным, значительное место в системе домашнего образования стали занимать новые языки (французский, немецкий, английский), отечественная и иностранная словесность, история, география. Математика, физика, естественная история преподавались в объёме, определявшимся возможностями и желанием ученика или родителей. Содержание курса словесности и философии находилось в непосредственной зависимости от состава домашней библиотеки. Непременным элементом домашнего являлся закон Божий, часто – церковнославянский язык. В целом, домашнее образование строилось на поощрении самостоятельного чтения и имело целью развить у ученика творческое мышление, свободное от школьных схем и зубрёжки.

После 1917 домашнее образование как система прекратила существование. С начала 60-х годов получили распространение специфические формы домашнего образования, призванные компенсировать недостатки государственной системы среднего образования, - частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т. п., имеющие перед собой как сугубо прагматические (поступление в вуз), так и чисто образовательные задачи. Педагогические поиски второй половины 80-х – начала 90-х годов домашнее образование вновь получило право на существование. Ведь именно эта систем, как никакая другая, способствует укреплению преемственных связей в семье, рационально соотнося домашнюю и школьную подготовку. Законом Российской Федерации об образовании 1992 года предусматривается возможность получения общего (начального и среднего) образования в семье с правом на государственную аттестацию.

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)