История домашнего образования
Журнал » Семья и дети » Семья и социум
Понятие «Домашнее образование» говорит само за себя: образование внутри семьи, силами семьи – вот что такое домашнее образование.
До становления систем образования именно оно играло существенную роль в становлении профессиональных навыков ребенка и даже его основ мировоззрения. Ведь вся система обучения дома строилось на социальной роли семьи и господствующих в обществе национально-культурных традициях.
В России на протяжении 18-19 вв. практика домашнего образования имела важное значение для формирования системы общего образования. Со времени возникновения университетов, гимназий и других учебных заведения, оно являлось обязательным начальным этапом для желающих продолжать обучение. Началом обучения в государственных учебных заведениях служил экзамен по предварительно изученным дома дисциплинам. Подобные испытания были своего рода предвестниками экстернатуры – т.е. домашнего обучения с последующей аттестацией на гимназических экзаменах.
Домашнее образование получило распространение в губерниях, где родители не имели возможности определить детей в гимназию по своему выбору, а также среди поместного дворянства. Наиболее родовитые и богатые дворяне в Москве и Петербурге также предпочитали дать ребёнку домашнее образование, особенно в случае нежелания определить его по воинской части. Для незаконнорождённых дворянских детей домашнее образование позволяло поступить в университет с дальнейшим получением чина, и тем самым вернуть его в круг дворянского сословия. Для девочек из малообеспеченных дворянских семей, для сирот оно открывало возможности домашнего учительства.
До учреждения в 1755 году Московского университета функции домашних педагогов выполняли в основном приходские священники, дьячки, наёмные учителя из обрусевших немцев, русские семинаристы. К середине 18 века сложилась практика привлекать к домашнему образованию университетских профессоров, кандидатов, закончивших курс, и студентов. С конца 18 века стало популярным приглашать учителей-иностранцев (французов, англичан). В 30-40-х годов 19 века оформилась система домашнего образования в виде приходящих домашних наставников и домашних учителей, а также гимназических преподавателей. Каждой должности соответствовал образовательный ценз, права и привилегии, круг обязанностей, пособия от МНП. В своей деятельности домашние педагоги руководствовались Положением о домашних наставниках и учителях, согласно которому было запрещено допускать к частному преподаванию иностранцев, не получивших от русских университетов аттестатов на учительские и наставнические звания. Сведения о домашнем преподавании подавались в ежегодных отчётах по МНП. Постановления МНП 1853, 1868 в области домашнего образования имели целью повысить престиж профессии домашнего педагога, привлечь к частному преподаванию лиц из среды отечественной интеллигенции и таким образом снизить сохранявшуюся потребность в иностранных учителях. С 1868 звание домашнего учителя присваивалось лицам со средним образованием, выдержавшим специальные испытания; домашним наставником можно было стать по окончании высшего учебного заведения.
По традиции учителя нередко жили в доме на протяжении много лет, учили детей старших и младших и фактически имели пожизненное обеспечение.
Так как ремеслинечество с младых ногтей в середине 19 века перестало быть актуальным, значительное место в системе домашнего образования стали занимать новые языки (французский, немецкий, английский), отечественная и иностранная словесность, история, география. Математика, физика, естественная история преподавались в объёме, определявшимся возможностями и желанием ученика или родителей. Содержание курса словесности и философии находилось в непосредственной зависимости от состава домашней библиотеки. Непременным элементом домашнего являлся закон Божий, часто – церковнославянский язык. В целом, домашнее образование строилось на поощрении самостоятельного чтения и имело целью развить у ученика творческое мышление, свободное от школьных схем и зубрёжки.
После 1917 домашнее образование как система прекратила существование. С начала 60-х годов получили распространение специфические формы домашнего образования, призванные компенсировать недостатки государственной системы среднего образования, - частные уроки, семейные семинары, репетиторство и т. п., имеющие перед собой как сугубо прагматические (поступление в вуз), так и чисто образовательные задачи. Педагогические поиски второй половины 80-х – начала 90-х годов домашнее образование вновь получило право на существование. Ведь именно эта систем, как никакая другая, способствует укреплению преемственных связей в семье, рационально соотнося домашнюю и школьную подготовку. Законом Российской Федерации об образовании 1992 года предусматривается возможность получения общего (начального и среднего) образования в семье с правом на государственную аттестацию.
Комментарии:
Обновления
Анонсы
1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"
Метки
А как у них? Анализы Близнецы Взаимоотношения полов Возраст Гигиена Гомеопатия Гормоны Грудное вскармливание Декретный отпуск Добрые дела Дом Домашнее образование Дополнительное образование Женская консультация Здоровые дети Лекарственные препараты Личный опыт Народная медицина Осознанное родительство Первый ребенок Почти смешно Прививки Приметы и поверья Раннее развитие Рассказы о родах Секс Слинг Спорт Частное мнение
Сказка дня
Лис и лошадь
одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.
Форум
Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)
Ваше мнение о выездной регистрации? от cribli (12 Июнь 2016, в 11:56)
Спасем неопытных мам от лишних покупок новорожденному от bassmasss (12 Июнь 2016, в 09:10)
Оставить комментарий: