Дети у врача
Журнал » Семья и дети » Психология родителей
На приеме маленький пациент; он требует особого внимания к себе не только потому, что он болен, но и в силу своего юного (иногда весьма юного) возраста. Незнакомая обстановка, незнакомые люди, незнакомый тип поведения взрослых (в том числе, и родных) – все это выбивает ребенка из привычной, тихой, домашней колеи. Все это может испугать маленького пациента или, напротив ввести в состояние излишней импульсивности и восторженности.
Дети – самые требовательные и самые чувствительные люди на свете. И они не делают исключения для врачей. Причины посетить врача у всех разные, маленькие пациенты все разные. И каждый раз к ребенку врач должен найти свой подход.
Вы задумывались, сколько детей принимает врач-педиатр день? Двадцать? Сорок детишек? Врачам нужно иметь не просто святое терпение, но и беззаветно любить этих маленьких граждан. Многие, особенно совсем маленькие детки, очень не любят врачей в принципе, потому, что они заставляют делать очень неприятные вещи, например, сдавать кровь из пальца. Они впадают в панику или истерию только при виде белого халата и лица над ним. И объяснить им – малышам – что это для их же пользы не возможно, рационального и разумного объяснения они не понимают в силу своего возраста. И тут каждый врач детский становится еще и психологом для маленьких пациентов. Особенно это актуально, когда мамочки совсем молодые и сами не очень уравновешены и адекватны.
Врач должен стать видимой опорой и спокойствием для ребенка, что бы снизить волнение его и беспокойство. От врача теперь требуется быть не только лекарем, но и стать на какое-то время большим другом и защитником. Именно поэтому в современном кабинете детского врача - педиатра чаще всего теперь можно увидеть детские игрушки, а не только сложное медицинское оборудование или медицинские инструменты не совсем понятного назначения. Сегодня детские врачи проходят в своих учреждениях курсы переподготовки и подтверждения квалификации, где им, для изучения и применения в своей повседневной практике, даются конкретные психологические советы как нужно себя вести с маленькими пациентами разных возрастных групп и разных характеров.
Кабинет часто больше похож на детскую игровую комнату, где бы ребенок чувствовал себя увереннее и спокойнее, и не мешал бы специалисту проводить свое обследование или лечение. Специалистам физиопроцедурных кабинетов рекомендуется всегда быть приветливыми и улыбающимися. Также специалисты-психологи отмечают особенную важность личного общения с ребенком во время физиопроцедур или обследования, или в процессе лечения. Рекомендуется разговаривать на приеме на отвлеченные темы с ребенком, чтобы он не сосредоточивался на своих проблемах. К врачам с большим опытом общения с детьми всегда очень много посетителей, ведь дети не только самые капризные, но и самые благодарные пациенты. И терпение врачей награждается детской искренней любовью и уважением к ним.
Подготовить ребенка к приему у врача можно (и нужно!) дома. Маленьким несмышленышам лучше всего взять с собой в поликлинику привычные предметы детского обихода: любимую мягкую игрушку (и что с того, что ее после посещения лечебного учреждения непременно нужно будет стирать!), теплое одеяльце, удобную (пусть и затасканную) одежду. Для многих мам младенцев поход в поликлинику на ежемесячный осмотр – чуть ли не единственный выход «в свет». Не идите на поводу у собственного тщеславия. Не обряжайте ребенка в пышные одежды, годные разве что для памятных фотографий. Пусть ребенку будет в первую очередь удобно и привычно, а уж потом – красиво.
С детьми чуть старше года уже можно провести ознакомительную обучающую игру: поиграть в доктора, провести все манипуляции с мишкой или куклой, взять на себя роль пациента и доктора по очереди с мамой.
Совсем «взрослые» дети поддаются на уговоры. Они уже сознательно принимают условия жизни и при правильной нити разговора с ними соглашают и спокойно ждать своей очереди на прием, и показывать доктору все необходимое: и ушки, и горло, и носик. Ни в коем случае не манипулируйте детским сознанием и не подкупайте детей. Нельзя говорить: «Вот ты сейчас хорошо будешь себя вести у доктора, а я куплю тебе новую куклу/машинку/леденец» или же «пойду с тобой в парк на карусельки». Подобным поведением вы формируете у ребенка стереотип «я сделаю, а ты мне за это…». Устойчивое мнение о том, что хорошее поведение необходимо оплатить (сначала куклами, затем – дорогими телефонами или ноутбуками) приведет к тому, что просто так, из уважения, или желания доставить близким удовольствие, ребенок ничего делать не будет: ни учиться, ни отдавать социальные долги близким и друзьям. Нормальное поведение должно, естественно, поощряться, но ни в коем случае не покупать и не продаваться. Уже после приема и адекватного поведения можно провозгласить (даже гипертрофированно), что сегодня – день радости по случаю отличного поведения мальчика или девочки у врача, и посему всем челнам семьи полагается дополнительная порция мороженного! У ребенка останется послевкусие радости от того, что он переборол себя и как все поэтому за него рады.
Если ребенка ждет неприятная или болезненная ситуация, не замалчивайте о ней до последнего момента. Особенно, не отмалчивайтесь, если ребенок задает прямые вопросы. Например: «А будут ли уколы?». Не врите ему. Конечно, вы считаете, что это – белая ложь, ложь во благо. Однако, получив твердое: «Нет, конечно не будет никаких уколов» и таки сдав анализ из пальца или из вены, ребенок поймет, что во-первых, вы его обманули, а во-вторых, такая белая ложь в принципе возможна. Взрослое оправдание: «Я не хотела его заранее травмировать» не особо поможет, когда ваш взрослый ребенок не скажет о беременной подружке под предлогом: «Мама, я не хотел, чтобы ты волновалась заранее». Конечно, это утрирование. Однако, помните, что все ваши слова и поступки влияют на формирование целостной картины мира. И память в пиковых ситуациях куда как ярче, чем в память в плавной текучке.
Подготовьтесь и вы к стрессовой ситуации своего ребенка.
Подготовьтесь морально к тому, что ребенку будет неприятно и даже больно. Не показывайте ребенку, что и вам больно за него. Не показывайте вашего раздражения за его неприличное поведение. Настройтесь на умиротворение.
Подготовьтесь физически к утомительному ожиданию. Не забудьте о сменной одежде и особенно обуви в зимний период. Ребенку физически тяжело будет провести час в помещении поликлиники в 25 градусах тепла в сапогах, рассчитанных на «от плюс пяти и ниже». Принесите с собой тихие игры, книжки. Нет ничего тоскливее, чем не знающие чем себя занять дети в четырех унылых государственных стенах и коридорах, по которым нельзя бегать.
Конечно, лучше всего не иметь надобности ходить к врачам (в крайнем случае – раз в год на диспансеризацию). Но если все же это сделать надо – терпения вам и позитива!
Не болейте.
Комментарии:
Обновления
Анонсы
1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"
Метки
А как у них? Анализы Близнецы Взаимоотношения полов Возраст Гигиена Гомеопатия Гормоны Грудное вскармливание Декретный отпуск Добрые дела Дом Домашнее образование Дополнительное образование Женская консультация Здоровые дети Лекарственные препараты Личный опыт Народная медицина Осознанное родительство Первый ребенок Почти смешно Прививки Приметы и поверья Раннее развитие Рассказы о родах Секс Слинг Спорт Частное мнение
Сказка дня
Лис и лошадь
одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.
Оставить комментарий: