Ребенок и телевизор

Ребенок и телевизор.

Редкая семья не имеет среди прочей бытовой техники в доме телевизора. Мы привыкаем к мерцанию голубого экрана, ведь там можно найти развлечения на любой вкус – концерты, документальные фильмы, сериалы, спорт и еще много разнообразных передач. После работы мы торопимся скорее попасть домой, чтобы не пропустить интересную программу, содержание вчерашнего фильма становится темой для разговора с друзьями, а репортажи с мест событий становятся окном в мир. И, естественно, вместе с нами приобщаются к телекультуре наши дети. Психологи, врачи, педагоги, ученые проводят исследования, пишут статьи и диссертации. Существуют достаточно разнообразные точки зрения на этот вопрос, как разобраться, полезно ли ребенку смотреть телевизор? Запрещать или разрешать? Что смотреть? Давайте попробуем проанализировать, а выводы каждый родитель будет делать сам.

Полностью избавить ребенка от влияния телевидения возможно только на раннем этапе и то, при условии, что Вы сумеете выбросить телевизор из своей жизни и квартиры. Простые запреты при условии, что родители или другие члены семьи уделяют «ящику» достаточно много времени, в лучшем случае будут непонятны ребенку, в худшем – приведут к обидам, истерикам и ухудшению отношений. Но и бесконечный, а уж тем более бесконтрольный просмотр не принесет ничего хорошего. Как и многое в нашей жизни, телевизор это просто инструмент. И, в зависимости от методов использования, может принести пользу или вред. На что же можно повлиять с его помощью?

Здоровье.

Первые модели телевизоров обладали излучением, которое отрицательно действовало на общее состояние здоровья. На сегодняшний день детали и микросхемы оптимизированы таким образом, что влияние это сведено к минимуму. Однако, научно доказано, что 4 часа проведенных за просмотром на 70% повышает риск снижения остроты зрения. На сегодняшний день все больше детей приходит в первый класс с диагнозом «близорукость», и не последнюю роль в этом играет именно регулярное напряжение глаз перед телевизором.

С одной стороны, ребенок спокойно сидящий дома и увлеченный любимым мультиком или фильмом – успокаивает нервы родителей. Не упадет с качелей, не расшибет коленку, бегая с друзьями, не попадет в плохую компанию. С другой – чем меньше он двигается, тем скорее начинает страдать гиподинамией, отставать от сверстников в физическом развитии и зачастую страдать лишним весом. Германские исследователи также находят связь между длительностью просмотра телевизора и частотой возникновения неврозов. На это влияет как гиподинамия, отсутствие свежего воздуха, то есть чисто физические показатели, так и содержание некоторых программ и фильмов.

Развитие мозга. Для взрослого человека привычна и понятна информация о том, что наше правое полушарие отвечает за образное, творческое мышление, а левое – за логику. Но факт, что это «разделение труда» является НЕ врожденным, известен намного меньше. Первоначально у ребенка оба полушария работают только в «образном режиме, и только со временем, при непосредственном участии взрослых, при помощи игр, общения, чтения происходит перераспределение функций полушарий. Причем тут телевизор, спросите Вы? Все достаточно просто. Для развития необходима точная последовательность – получение информации, осмысление, уточнение, усвоение. Думаю, Вы замечали, что при чтении книжек малышу он задает много вопросов – «Кто такой мишка?», «Почему он сердится?», «Почему домик деревянный?». При общении со взрослым происходит диалог, обмен мнениями, обсуждение. Это позволяет формировать не только мировоззрение ребенка, но и заставляет его мозг правильно функционировать, налаживает тонкие связи, которые пригодятся в дальнейшем. Однако, по данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми.

Примерно та же проблема связана с развитием речи – согласно специальным исследованиям, «25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста». Для развития речевых навыков тоже требует диалог, когда малыш не только слышит слова, но и видит артикуляцию, ощущает эмоции. И сам включается в беседу не только разумом, но и языком и всеми силами маленькой личности. Телевизор же обладает притягательным качеством – он отдает, ничего не требуя взамен.

Психология.

И это, с виду замечательное качество, приносит не только физические, но и психологические проблемы. Одна из главных – ребенок с трудом общается со сверстниками. Он привык, что его друг-телевизор беспрекословно подчиняется команде отдаваемой с пульта, никогда не спорит и не посягает на игрушки, только развлекает и балует. А герои привычных мультфильмов решают все проблемы не уговорами и кулаками. Да и никогда не сидят на месте. В итоге, уже к садовскому возрасту, мы часто получаем гиперактивного малыша, не способного усидеть пять минут на месте и агрессивно настроенного к остальным. И единственная возможность успокоить его, заставить посидеть тихо – включение пресловутого ящика. Получается этакий замкнутый круг. Телевизор мерцанием и звуками еще больше возбуждает нервную систему, но гипнотически приковывает к экрану и дарит уставшим родителям драгоценные минуты покоя. Однако, повышенная нервозность не дает ребенку уснуть и полноценно восстановить силы.

Еще один несомненный минус просмотра детских программ и мультиков это снижение чувства опасности. Заяц обрезает веревку, по которой Волк карабкается на балкон и тот падает без риска для жизни, Том бьет Джерри большим молотком, но это отражается только хоровод веселых птичек. Думаю, что любой родитель может привести еще много примеров. Малышу же эти события внушают чувство ложной неуязвимости, ведь он пока плохо отличает реальный мир от экранного. И он смело спрыгивает с качелей, в лучшем случае отделываясь синяком и слезами, сломя голову несется с горки на санках, не реагируя на предупреждения родителей.

С появлением на кранах рекламы возник еще один феномен – рекламозависимость. Когда ребенок начинает требовать куклу, машинку или конструктор «как в телевизоре». Или выбирать за маму товары бытовой химии – «а тетя сказала, что это лучший порошок». Бороться с этим сложно, ведь ролики пишутся и снимаются профессионалами, по всем правилам психологии, неудивительно, что именно дети, с их неокрепшей и восприимчивой психикой становятся «жертвами». Тем не менее, даже эту зависимость можно обратить себе на пользу. Если ребенок мал – поиграйте в магазин, расхваливайте неинтересные для него, но полезные игры, это может заинтересовать. Либо научит его понимать, что не всегда рекламе нужно слепо верить. Ребенку постарше предложите внимательно прослушать рекламу, оценить ее содержание, а потом провести «экспертизу» товара. Это поможет научиться логически мыслить, оценивать не «фантик» из красивых слов и картинок, а реальные качества.

Неужели мы вредим собственным детям, разрешая им прилипать к экрану? Позволю себе еще раз повторить, что телевизор это только инструмент. И правила его использования не очень сложны.

Время просмотра. До 1 года ребенка лучше не пускать к телевизору, это время стоит посвятить исключительно личному общению. Примерно с одного года можно разрешать смотреть передачи не более 15 минут в день. К 3-4 годам это время можно постепенно увеличить до 30-40 минут, а к первому классу – до одного часа.

Что и как смотреть? Контролируйте, что именно смотрит Ваш малыш. Тщательно выбирайте мультфильмы и познавательные программы, смотрите их вместе с ним. И обязательно обсуждайте. Пускай ребенок поделится, что именно ему понравилось, расскажет, почему предпочитает этого, а не другого героя, ОБЩАЙТЕСЬ. Постарайтесь вовлечь сына или дочь в игру «по мотивам» просмотренного, нарисуйте или слепите самых запомнившихся персонажей, придумайте вместе продолжение истории или новую сказку. Не разрешайте смотреть телевизор в темной комнате – контраст между светящимся экраном и окружающим сумраком слишком напрягает зрение. Установите неяркий источник света так, чтобы он не отбрасывал бликов на экран. Расстояние до экрана должно быть не менее двух метров, и он должен находиться на одно уровне с глазами ребенка.

Договаривайтесь. Обсудите вместе с ребенком программу, уточните, на что именно он хочет потратить ежедневное «телевремя». Предложите выполнить какие-то полезные обязанности, чтобы «заслужить» просмотр. Если это мультсериал идущий в определенной время – воспользуйтесь им, чтобы научить малыша дисциплине и умению планировать время. Но не перебарщивайте, ведь телевизор не должен стать малодоступной и труднодостижимой наградой, ради которой можно перевернуть весь мир.

Покажите ему мир. Сделайте так, чтобы игры с родителями или сверстниками были интереснее сидения перед экраном. Придумывайте новые игры, занимайтесь совместными домашними делами, увлекайте. Книги, музыка, прогулки и новые впечатления помогут бороться с пристрастием к телевизору. Да и Ваша собственная жизнь заиграет новыми красками.

Альвикора
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)