Почему мои дети такие разные?

Почему нередки случаи, когда у одних и тех же родителей подрастают совершенно разные дети? Неужели, действительно, заложенный от рождения некий «характер» первичен в формировании личности, а воспитание позволяет лишь корректировать поведение, прививать хорошие манеры, развивать таланты?

Размышляя на эту тему, приходят на ум неоспоримое:

Дети могут унаследовать от своих родителей различные гены, и быть непохожими как внешне, так и внутренне. Способность к обучению, физическое развитие, потенциал здоровья частично передается на генном уровне, и может различаться у детей.

Разница в возрасте, особенно небольшая, откладывает существенный отпечаток на развитие и психологические особенности детей. Как правило, родители и не замечают разницы в воспитании детей. Но в большинстве случаев к старшему ребенку отношение, более строгое и требовательное: «Ты старше, уступи», «Он (она – младше), будь снисходителен», «Помоги ему, он же маленький». И если сравнивать отношение к старшему и младшему в одном и том же возрасте, то обычно от младших и требуют меньше, и относятся к ним более мягко, и внимания уделяют больше. Старшие же тоже получают свою порцию положительных моментов. Они наделены большей свободой, нередко более развиты и самостоятельны, ведь до рождения младшего всё внимание уделялось одному старшему ребенку, а с появлением братика или сестрички внимание уже приходилось делить между детьми. То есть младший с рождения несколько проигрывает в количестве индивидуального внимания на аналогичный период. Младший никогда, даже на малюсенький период времени не будет «единственным ребенком». Старшему же (пусть порой и не надолго) пришлось побывать в этому удивительном статусе.

В случае же, если разница в возрасте у детей значительна, надо признать, что и сами родители изменяются за эти несколько лет, и материальное благополучие в семье, и домашняя обстановка могут очень существенно различаться.

Если у одного из детей в семье имеются выраженные проблемы со здоровьем, родители уделяют ему больше времени, больше ласкают, снисходительнее относятся к шалостям и капризам.

Различие в воспитании по половому признаку также имеются во многих семьях. Почему-то считается, например, что мальчика надо воспитывать более строго, ему негоже плакать, он должен уметь постоять за себя, а девочке позволительны капризы и ябедничество. Хотя вообще-то все дети одинаково нуждаются в ласке и одинаковом непредвзятом отношении, замечания или требования, основанные на том, что он – мальчик или она – девочка вполне резонно могут показаться ребенку несправедливыми.

Индивидуальный социальный опыт у детей также приводит к различиям в манере поведения, сфере духовных ценностей, самооценке. Группа детского сада и воспитатель, класс и первая учительница, танцевальная или художественная студия, друзья и компании – если дети не близнецы, то каждый из них попадает в особую среду с особым окружением, со своими лидерами, веяниями времени, материальными и духовными ценностями, которые накладывают на каждого свой неповторимый отпечаток.

Даже в паре близнецов с малых лет нередко один становится лидером, а другой – ведомым. На такое положение вещей может наложиться и различное родительское отношение к детям, и роль, которую будет занимать каждый из близнецов в детском коллективе.

Нет ничего необычного в том, что один ребенок в семье – активный и общительный, а другой – более замкнут и избирателен в выборе друзей, один – сангвиник, а другой – флегматик, один – музыкально одарен, а у другого – никаких явных талантов. Не нужно пытаться изменить ребенка насильно, или постоянно приводить ему в пример брата, отца, а то и вообще человека, не имеющего отношения к семье. Он такой потому, что таким его сделала природа, семья, общество. Ребенок также должен любить себя таким, какой он есть, а не сравнивать себя с кем-то. Главная задача родителей – в зависимости от темперамента и возможностей каждого ребенка создать наиболее благоприятный фон для его развития и воспитания.

Аникина Мария
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Ключ земли

этому ремеслу — камешки-то искать — приверженности не было. Случалось, конечно, нахаживал, да только так... без понятия. Углядишь на смывке галечку с огоньком, ну и приберешь, а потом у верного человека спрашиваешь — похранить иль выбросить? С золотом-то куда проще. Понятно, и у золота сорт есть, да не на ту стать, как у камешков. По росту да по весу их вовсе не разберешь. Иной, глядишь, большенький, другой много меньше, оба ровно по-хорошему блестят, а на поверку выходит разница. Большой-то за пятак не берут, а к маленькому тянутся: он, дескать, небывалой воды, тут игра будет.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)