Динамическая гимнастика

Динамическая гимнастика является нетрадиционным способом психофизиологического развития младенцев. Настоящие батальные войны разворачиваются на просторах Интернета между сторонниками и противниками данной практики. Причем врачи присутствуют и в одном и в другом стане. И первые, и вторые приводят свои веские доводы, заслуживающие внимания и доверия.

Для человека несведущего этот термин ничего не обозначает, в то же время просмотр упражняющегося малыша может вызвать настоящий шок. Действительно, это зрелище не для слабонервных. И именно поэтому данные упражнения не должны быть зрелищем как таковым, бабушки-дедушки или друзья-знакомые при выполнении гимнастики из помещения исключаются. Упражнения, выполняемые малышом, обязательно вызовут панику и страх у всех неосведомленных присутствующих, эти чувства могут передаться и самому малышу.

Эта гимнастика – своеобразная тренировка мышечного, связочного, вестибулярного аппаратов ребенка, основанная на полном доверии и постоянном психологическом контакте между ребенком и матерью или отцом. Да, да, и папы принимают в этом участие. Как правило, чем взрослее ребенок, чем тяжелее он, тем сложнее физически маме выполнять подобные упражнения и тогда мама передает эстафетную палочку папе. Хотя опытные и любящие родители с самого начала принимают одинаковое участие в развитии ребенка.

Речь идет о раскачивании малыша, подбросах, растягивании в провисах и налету, закручивании его, более того, ассы своего дела буквально «закидывают» свое дитя на спину и обратно, держа его при этом только за ручки или ножки, перекидывают его вокруг своего тела, крутя его при этом вокруг своей оси. Может сложиться впечатление, что это своеобразная центрифуга для младенцев, только в роли тренажера выступает родной человек – мама или папа. Все упражнения выполняются в подвешенном состоянии, малыша держат лишь за ручки или за ножки или за ручку и ножку, повернув его к себе лицом или спинкой.

Много споров возникает по поводу возраста, с которого можно начинать эти упражнения. Некоторые сторонники этой гимнастики рекомендуют приучать малыша к занятиям практически с самого рождения, но врачи все же рекомендуют подождать 3-4 недели. За это время организм ребенка адаптируется к окружающей среде, ведь сам процесс родов это огромный стресс для малыша, да еще и среда, в которую он попадает, совершенно не похожа на ту, в которой он провел предшествующие 9 месяцев. За это время адаптируются нервная система, кожные покровы малыша, заживает пуповина. В первые дни после рождения нежная кожа ребенка еще не готова к сильному механическому воздействию на нее. Поэтому врачи рекомендуют не торопиться, советуя сначала ограничиться воздушными процедурами и нежными поглаживаниями теплыми руками. Родители пока могут потренировать правильный захват рук ребенка, ведь именно в это время, как правило, у детей повышенный тонус мышц, и они крепко сжимают все, что попадается им в ручку.

Кроме того, в этом возрасте малыш практически все время спит, просыпается для того, чтобы поесть и снова засыпает. Для проведения гимнастики необходимо, чтобы ребенок бодрствовал какое-то время, ее следует проводить, когда ребенок частично сыт, в любом случае, он не должен быть голоден, но и сразу после еды гимнастика категорически запрещена. А в возрасте до 1-1,5 месяцев такое время в графике малыша трудно найти, он либо ест, либо спит. Немаловажную, а, скорее всего, ведущую роль в этом комплексе упражнений выполняет психологический контакт между родителем и ребенком. Вы должны чувствовать и видеть, что ребенку нравится заниматься, что он делает это с удовольствием, не испытывая при этом страха и дискомфорта. Вряд ли Вы сможете это понять, когда Ваш малыш еще совсем кроха.

Наконец, Ваш малыш достаточно подрос, и Вы уверены, что можно начинать заниматься. Возможно, сначала лучше обратиться к опытному инструктору, хотя многие родители, изучив огромное количество полезной литературы, сами приступают к освоению упражнений. В этом случае, как и в предыдущем, главное – не торопиться. Постепенно изучайте упражнения, начиная с обычных висов. Дайте ребенку привыкнуть к каждому новому элементу, оценить его, почувствовать себя в нем комфортно.

Данную гимнастику очень хорошо совмещать с воздушными ваннами и водными процедурами. Ребенку будет удобнее заниматься голышом, в таком виде будет достигаться и закаливающий эффект. Перед занятием сделайте ребенку небольшой массаж, пассивную гимнастику, покрутите его ручки, ножки, посгибайте их в локтевых и коленных суставах соответственно, потяните ребенка на себя, приподнимая его. То есть Вашей задачей является как бы разогреть тело ребенка, подготовить суставы и мышцы к растяжке. После гимнастики порадуйте ребенка плаванием в ванне, это отлично расслабляет мышцы. Отменный аппетит и богатырский сон после этого Вашему малышу просто гарантированы. Оптимальное время проведения упражнений – первая половина дня. Но к каждому ребенку стоит прислушиваться индивидуально. Занятия следует проводить ежедневно, некоторые делают их по несколько раз в день.

Необходимо строго следить за реакциями ребенка на каждое упражнение, ни в коем случае нельзя ничего делать через силу или со слезами. Малыш должен быть полноправным участником процесса, он должен как бы осознавать, что все что происходит, это по его желанию и для его же удовольствия. Если малышу не нравится какое-то упражнение, то отложите его на время, потом, когда Вы решите возобновить его выполнение, попробуйте снизить скорость, частоту, амплитуду движений, чтобы видеть реакцию малыша, а ему попробовать заново познать «вкус» ранее нелюбимого действа. Если же малыш категоричен в своих желаниях, Вы не должны настаивать на своем. Ведь, занимаясь чем-то через силу и против воли, малыш испытывает стресс, что пагубно сказывается на формировании нервной и эндокринной систем. А это может стать причиной задержки роста и психомоторного развития. Вашим главным принципом должен стать постулат: «Не навреди!».

Динамическая гимнастика является своеобразным средством достижения баланса в работе многих функций организма. Например, она полезна как при гипертонусе мышц, так и при гипотонусе. В случае, когда мышцы ребенка зажаты, упражнения способствуют их расслаблению и растяжению. Если же, напротив, мышцы ребенка вялые и слабые, гимнастика позволит их развить и укрепить. Ведь все упражнения здесь строятся на принципе поочередного напряжения и расслабления  различных групп мышц. Таким образом, достигается нужный лечебный эффект для каждого типа организма.

В дальнейшем, занятия динамической гимнастикой дадут о себе знать. Дети, прошедшие эту «науку» гораздо более защищены в физическом плане. Их падения не столь болезненны, чем у сверстников, они умеют группироваться и правильно падать, они лучше ориентируются в пространстве, раньше начинают контролировать свои действия. На детских площадках мамы таких детей не опасаются отпускать их на высокие горки или лестницы – эти дети приучены к ответственности за себя с рождения. Ведь даже месячный ребенок, начинающий заниматься гимнастикой, САМ держится за палец родителя, для него эти руки являются просто страховкой, основанной на безграничном доверии к родному человеку. Многие мамы, прошедшие школу динамической гимнастики, сумевшие поймать ребенка в момент падения (не связанного с занятиями) за ногу или за руку отмечают, что не было бы в их жизни этих упражнений и подобный захват ребенка оказался бы травматичным. Кроме того, если ребенок падает, он как минимум просто пугается. Дети, прошедшие динамику, подсознательно не боятся падений.

Кроме всего вышеперечисленного, динамическая гимнастика укрепляет иммунную и сердечно-сосудистую системы, снимает проблему коликов и газов, улучшает перистальтику кишечника.

Самым веским доводом противников динамической гимнастики является то, что данная система имеет высокий уровень травмоопасности. В случае выпадения ребенка из рук родителя, он может получить не только ушибы, но и серьезные травмы. В связи с этим, они рекомендуют родителям отказаться от самостоятельного выполнения подобных упражнений и пользоваться услугами специальных инструкторов и методистов.

Кроме того, отмечают противники, существует ряд медицинских противопоказаний для подобной гимнастики, на что родители просто закрывают глаза в силу своей неосведомленности. Прямым противопоказанием является дисплазия тазобедренных составов, то есть неправильное расположение некоторых его элементов. Выяснить это можно только в ходе ультразвукового исследования, чем многие родители просто пренебрегают.

Веским доводом считается и то, что, занимаясь динамической гимнастикой, которая в истоке своем построена на укреплении врожденных рефлексов, родители сами укореняют в ребенке стресс. Другими словами, рефлексы даны ребенку, дабы противостоять опасным ситуациям, а родители искусственно изо дня в день создают эти опасные ситуации, благодаря чему ребенок живет с постоянным чувством опасности. Все это ведет к повышению гормонов стресса, что, в свою очередь, негативно сказывается на развитии нервной системы и может стать причиной задержки психомоторного и эмоционального развития.

Кроме того, излишние физические нагрузки не развивают костно-мышечный аппарат, а, напротив, ведут к утолщению связок и сухожилий, уменьшается их эластичность, что в последствии является причиной повышенной травматичности ребенка.

Сторонники динамической гимнастики, в свою очередь, возражают, считая стресс, испытываемый ребенком во время занятий, дополнительным, стимулирующим развитие, фактором. Объясняется это тем, что стресс может быть физиологическим и патологическим. Физиологический стресс каждый человек испытывает изо дня в день, ежеминутно: это и холод, и чувство жажды или голода. Любая деятельность организма – это реакция на стресс: человек хочет спать – он спит, замерзает – оделся, опоздал на автобус – бежит бегом или ловит такси. Физиологический стресс, проще говоря, заставляет нас двигаться, думать, развиваться, да просто, жить. Чего нельзя сказать о патологическом стрессе, который возникает в результате чрезмерного неблагоприятного внешнего воздействия. Организму не хватает сил с ним бороться и изменить его, он лишь пытается ему противостоять, постепенно теряя силы и накапливая негатив.

Но динамическая гимнастика при правильном подходе как раз и является разновидностью физиологического стресса. Любящая мама никогда не будет делать то, что не нравится малышу, она лишь поможет ему сделать то, что у него самого не получается. Опираясь на принципы «Не навреди!» и «Не торопись!» при проведении динамических упражнений помните еще об одном: гимнастика должна доставлять малышу удовольствие. Это, пожалуй, главное для принятия решения о продолжении начавшихся тренировок. Очень часто, глядя на маленьких «летающих обезьянок», у взрослых просто дух захватывает, а сердце замирает от страха, но когда вдруг при всем этом «обезьянка» начинает заливисто хохотать, то у зрителей появляется недоуменное выражение лица. В этот момент становится непонятно, на кого интереснее смотреть, мимика взрослых в такие секунды просто не поддается описанию.

Совершенно очевидно, если Вы уверенны в себе, если Вы испытываете потребность заниматься с ребенком подобным образом, а малыш этому только рад, то никакие доводы, кроме медицинских противопоказаний не могут стать причиной для отказа от занятий. Не бойтесь, и Ваша уверенность передастся малышу. Не торопитесь, и малыш постепенно войдет во вкус и начнет получать удовольствие от занятий вместе с Вами. Просто любите его, а он подскажет, что ему нравится, а что нет, ведь, в конце концов, дальше, по жизни Вам придется всегда считаться с его мнением. Это только начало, ведь воспитывая ребенка, Вы воспитываете и развиваете в том числе и себя. 

Волынкина Елена
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Ключ земли

этому ремеслу — камешки-то искать — приверженности не было. Случалось, конечно, нахаживал, да только так... без понятия. Углядишь на смывке галечку с огоньком, ну и приберешь, а потом у верного человека спрашиваешь — похранить иль выбросить? С золотом-то куда проще. Понятно, и у золота сорт есть, да не на ту стать, как у камешков. По росту да по весу их вовсе не разберешь. Иной, глядишь, большенький, другой много меньше, оба ровно по-хорошему блестят, а на поверку выходит разница. Большой-то за пятак не берут, а к маленькому тянутся: он, дескать, небывалой воды, тут игра будет.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)