Как организовать день школьника? Типичные ошибки родителей и советы бывалых.

«Драмкружок, кружок по фото, хоркружок – мне петь охота…» Кому же из мам неизвестно это стихотворение. Да и вполне разумные рассуждения о том, что «без иностранного языка нынче никуда», «ребенок должен быть разносто-ронне развит» звучат достаточно часто. Выбор дополнительных занятий зависит исключительно от возможностей и амбиций родителей. Но давайте вспомним, что речь идет о школьниках и все эти занятия идут «бонусом» к основной задаче – учебе в школе. Вы не пробовали посчитать? По мнению врачей, ребенок должен спать не менее восьми часов для того, чтобы успеть хорошо отдохнуть и восстановить силы. Проснувшись утром, он отправляется на занятия – если не говорить о начальной школе, то шесть уроков обеспечены. Добавим перемены, перерыв на обед и получим как минимум семичасовой «рабочий день». Дома на приготовление уроков уходит около трех часов. Завтрак, обед, ужин и необходимые гигиенические процедуры – тоже не менее часа. То есть, как минимум девятнадцать часов в сутках расписаны, подсчитаны и посвящены тому, без чего обойтись нельзя. Может кто-то восторженно ахнет: «Как, целых пять часов свободы и ничегонеделания?». Позволю себе не согласиться, ведь, во-первых, мы говорим о ребенке и прививать ему с раннего возраста трудоголизм – не самая лучшая идея. А во-вторых, в нашем арифметическом подсчете совершенно отсутствует такая вещь как отдых и развлечения. Одна из самых больших забот родителей, как же успеть все что нужно, но при этом не навредить собственному чаду?

Примерных режимов дня для школьников разных возрастов, со всеми медицинскими и педагогическими обоснованиями можно найти массу. Но мне хотелось бы поговорить о тех деталях, которые мы часто упускаем. О возможностях наполнить день ребенка не только трудом, но и радостью. Где взять для этого тот самый пресловутый 25й час?

Начать, как ни крути, придется с физиологии. Не на пустом месте возникли исследования о нормах сна, ограничении на просмотр телевизора и необходимости прогулок на свежем воздухе. Ребенок это не робот, который включается специальной кнопочкой и заряжается от розетки. При составлении режима дня обязательно придется отводить время на утреннюю гимнастику, дневной отдых и гигиену. Не менее важно учитывать общие биологические ритмы, то есть время, когда наиболее плодотворны те или иные виды деятельности. Например, умственная активность имеет два суточных пика – с 11 до 13 часов, и с 16 до 18. Если выполнение домашних заданий запланировать согласно этим часам, это сократит сроки их выполнения и позволит сэкономить время. Еще одно немаловажное правило - это чередование разных видов деятельности. Например, сразу после школы лучше запланировать физическую нагрузку или тренировку, потом вернуться к домашним заданиям, потом вновь переключиться на двигательную активность. Это позволит продуктивно использовать каждую минуту, и успевать практически все, что задумано.

Индивидуальный подход. Постулат о том, что не бывает двух одинаковых людей, в полной мере касается как взрос-лых, так и детей. Какими бы мудрыми советами для «жаворонков» Вы не руководствовались, если Ваше чадо «сова» толку будет мало. Придется искать персональные ключики, чтобы день ребенка был не только плодотворным, но и радостным. Вспомните, насколько отличаются те дни, утро которых началось с улыбки, от тех, в которые Вы встали «не с той ноги»? Как просыпается Ваша деточка? Ворча? Хмуро? С бесконечными просьбами «еще пять минут»? По-пробуйте найти веселый способ для пробуждения. Для кого-то это новый будильник, поющий смешную песенку, кому-то потребуется мамин поцелуй или папина команда «рота, подъем». Какое отношение это имеет к режиму, спросите Вы? Самое прямое! Мы пытаемся выкроить несколько лишних часов, для тех самых «драмкружков и кружков по фото», а складываются они из таких вот минуток, сэкономленных на утреннем ворчании. Присмотритесь, а на чем еще можно выгадать? Иногда проще нарисовать малиновым вареньем смешную рожицу на каше, чем уговаривать съесть унылый бутерброд. Таких мелочей может за день набраться приличное количество, так давайте найдем их и используем правильно!

Вместе весело шагать. Если поставить целью составление идеального режима дня для школьника, тут не обойтись без изменения режима всей семьи. Предельно сложно объяснить ребенку необходимость раннего отбоя, если папа до трех часов ночи сидит за компьютером, а мама читает книги. Нереально заставить делать зарядку, если остальные члены семьи наплевательски относятся к своей физической форме. Неимоверно трудно приучить правильно завтракать, если отец обходится чашкой кофе, а мать половинкой грейпфрута. При всем богатстве педагогической литературы и методов воспитания лучшего способа, чем личный пример придумать сложно. И, поверьте, если Вы хотите привить ребенку любовь к иностранным языкам – проще всего начать с себя. Даже если Вы работаете слесарем или водителем трамвая, знание английского не испортит Вашу жизнь, а скорее разнообразит ее, да и ребенку проще учить язык, если он может пообщаться на нем не только в спецшколе, но и дома. И не стоит забывать, что совместная учеба это не только сэкономленное время, но и укрепление взаимоотношений между Вами и ребенком. А в сегодняшней суматошной жизни это так важно!

И напоследок самое неприятное. Давайте отделим нереализованные амбиции родителей от истинных потреб-ностей ребенка. Если в детстве Вы мечтали стать вторым Пеле, а вместо этого приходилось играть на скрипке – это не повод в любую свободную минуту выгонять чадо на стадион и заставлять пинать мячик. Если ребенок страстно желает рисовать, то каждая минута в бутсах станет для него пыткой. Ведь целью любящих родителей является не создание собственной идеальной проекции, а счастливая, свободная в своем выборе пути личность. И не будет сожалений о годах, потраченных на нелюбимые кружки и занятия. И не отправится во взрослую жизнь закомплексованный скрипач-полиглот, не умеющий общаться со сверстниками. Ребенок – это драгоценный камень, а родители – ювелиры, придающие огранку и блеск. А не химики, пытающиеся переделать изумруд в рубин!

Альвикора
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Ключ земли

этому ремеслу — камешки-то искать — приверженности не было. Случалось, конечно, нахаживал, да только так... без понятия. Углядишь на смывке галечку с огоньком, ну и приберешь, а потом у верного человека спрашиваешь — похранить иль выбросить? С золотом-то куда проще. Понятно, и у золота сорт есть, да не на ту стать, как у камешков. По росту да по весу их вовсе не разберешь. Иной, глядишь, большенький, другой много меньше, оба ровно по-хорошему блестят, а на поверку выходит разница. Большой-то за пятак не берут, а к маленькому тянутся: он, дескать, небывалой воды, тут игра будет.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)