Ребенок из детского дома. Особенности развития подростков

Проблемы социальных сирот в подростковом возрасте достаточно сложны.

У детей, оставшихся без родителей, в силу детдомовского воспитания, низкая самооценка, не привито чувство ответственности за свои поступки – в сознании сироты преобладает «коллективное» мышление: не «я», а «мы». Дети не располагают личным местом уединения и временем, они вынуждены проводить свой досуг в кругу ровесников разного характера, склада ума, привычек и это непрерывное соседство не тяготит их, скорее оно им представляется нормой. У сирот не развиты сила воли и целеустремленность, отсутствует мотивация к учебе и созидательной деятельности, сформирован иждивенческий образ жизни. Подростки с трудом представляют себе самостоятельную взрослую жизнь, они не знают, кем хотят быть, какую профессию хотят освоить.

У детей стерты стереотипы поведения по половому признаку: мальчики не получают мужского воспитания, не видят примеров проявления мужской линии поведения (помочь поднести женщине тяжелую сумку, осуществить мелкий ремонт по дому, проявлять тактичность и снисходительность по отношению к женскому полу). Девочки не умеют выглядеть женственно, как правило, они прямолинейны и грубоваты. Тем не менее, исследователи проблем подростков в закрытых учреждениях утверждают, что ранние половые связи в детских домах у старшеклассников – обычное явление, в частности, это помогает детям компенсировать нехватку семейного тепла.

Конечно, детям преподают уроки домоводства и труда, но подростки, как правило, мало заинтересованы в подобных знаниях и умениях, так как не могут применять их в повседневной жизни, у них нет такой необходимости, нет возможности, нет стимула, и им неизвестно чувство гордости за ту работу, что «сделал сам». А главное, в силу сложившихся жизненных условий, ребенок не умеет работать упорно, биться над задачей, доводить дело до конца.

В силу описанных причин выпускник детского дома не являет собой самостоятельного и самодостаточного взрослого человека, какими обычно в таком же возрасте выглядят ровесники из семьи. Он не привык жить один, не умеет себя обслуживать, не умеет налаживать контакты с окружающими людьми. Он наивен и не понимает, почему люди негативно к нему относятся, хотя скорее это либо безразличное и равнодушное отношение. Также он быстро становится жертвой обманщиков, мошенников. Неумение считать и тратить деньги приводит к тому, что выпускник с легкостью тратит доход на своих новых знакомых, оставаясь голодным.

Скудный словарный запас и ограниченный кругозор, а также потребность в общении приводит к тому, что это взрослый, но неразвитый ребенок может пополнить свой круг общения лишь за счет бродяг, криминальных элементов, асоциальных личностей. Человек, непривыкший давать себе отчет в своих действиях, а полагающийся на «коллективный разум», часто впоследствии оказывается Бомжем, на скамье подсудимых, также нередки случаи суицида. Существуют структуры, оказывающие поддержку в трудоустройстве для выпускников детских домов, но очень часто человек, непривыкший справляться с трудностями, не совладав со свободой, «свалившейся» на него, очень быстро бросает работу, и не особенно хочет устраиваться на новую, ищет легких необременительных путей.

Не более 8% выпускников детских домов приспосабливаются к нормальной жизни вне стен интерната.

Девушки, начав самостоятельную жизнь, быстро оказываются «в положении», но неустроенность в личной жизни, низкие моральные устои и семейные ценности приводят к тому, что такие дети пополняют ряды отказников.

В подростковом возрасте детей редко усыновляют, опасаясь того, что негативное и инфантильное отношение к жизни уже не исправить ничем. В этом есть доля правды, но среди повзрослевших воспитанников детского дома есть талантливые и способные дети, которым для начала нормальной самостоятельной жизни очень важна семейная адаптация, построение с помощью взрослого отношений с миром на новой основе, расширение кругозора, раскрытие способностей, осознание себя как отдельной независимой личности.

 

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Детка-Конфетка - портал для детей и их родителей. Содержание, XML.