Дети с отставанием в речевом развитии
Журнал » Дети » Особые дети
Отставание в речевом развитии или задержка речевого развития (ЗРР) может быть обусловлена объективными причинами, и не вести к каким-то серьёзным последствиям, а может быть следствием слабого развития или поражения ЦНС или головного мозга в родовой и предродовой периоды, и тогда это, к сожалению, до конца не компенсируется ничем. ЗРР так же может быть связана с инфекционными заболеваниями, перенесёнными ребёнком в возрасте до двух лет, черепно-мозговыми травмами, преждевременными родами, сильными стрессами.
Очень важен для детей эмоциональный и тактильный контакт с родными и близкими. Ведь ЗРР часто не столько осложнение какого-либо психического заболевания или умственная отсталость, а элементарный дефицит любви, душевной близости и внимания взрослых.
Бывают у малышей и просто особенности характеров. Кто-то «молчун», а кто-то без перерывов «щебечет», однако раньше и лучше заговаривают те малыши, которые больше и полнее чувствовали на себе заботу родителей, тёплый контакт с близкими и с кем активно занимались развитием мелкой моторики.
Физиология взаимосвязи моторики рук детей и речи такова: участки головного мозга, отвечающие за речь и за мелкую моторику, примыкают друг к другу. Но мелкая моторика развивается раньше и интенсивнее, получается, что она как бы стимулирует соседний – артикуляционный - участок.
Индивидуальные особенности характера ребёнка от настоящих речевых нарушений отличить не сложно. Ребёнок с ЗРР отстаёт от сверстников на 2 – 3 года. Если ребёнок к трём годам не научился связно выражать свои мысли и желания, его речь ограничена произнесением простых слов и словосочетаний, а вот предложения не даются, если он «не замечен» в словотворчестве и затрудняется в идентификации оттенков слов и смыслов, неправильно согласовывает части речи, ошибается с предлогами и глагольные формы, путается в смыслах слов, значит, отставание в речевом развитии присутствует.
Часто люди ведут детей с ЗРР к логопеду. И зря, потому как логопеды работают с дефектами атрикуляции, а с нарушениями речи борются невропатологи совместно с психологами. Детишкам с ЗРР необходимы массаж, специальный подвижные игры на развитие общей и особенно мелкой моторики, различные стимулирующие к общению с миром занятия. Важно также, чтоб ребёнок не просто говорил, а говорил связно и осознанно, соотнося слова с их значениями.
Речь формируется в три этапа. Первый – довербальный (1 – 2 года)- у ребёнка накапливается словарный массив, и он уже чуть-чуть говорит. В этот период чрезвычайно значима мотивация к общению. Итог этого этапа – понимание простой речи взрослых, большой пассивный словарный запас, стремление объясняться с взрослыми самостоятельно.
2 этап (2 – 3 года) - Активность. Ребёнок охотно и много говорит, осваивая словообразование и грамматику. У него появляется фонемический слух, заинтересованность в вопросах и ответах о мире и себе. К концу 3-его года в памяти ребёнка уже около 1000 осмысленных слов.
3 этап: Постоянное совершенствование(от 4 лет и далее). Ребёнок совершенствует речь. Переходит к «взрослому» стилю общения.
У детей, отстающих в речевом развитии, сбой происходит в самом начале – на этапе формирования речи. На втором проблемы усугубляются, и становятся заметны окружающим. Чем раньше начнётся корректировка, тем более вероятен благоприятный прогноз. Если же ЗРР – это только осложнение более серьёзного диагноза – например, задержка психологического развития или постнатальная энцефалопатия, синдром Дауна и пр., здесь всё будет зависеть от «поведения» основного заболевания.
Комментарии:
Обновления
Анонсы
1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"
Метки
А как у них? Анализы Близнецы Взаимоотношения полов Возраст Гигиена Гомеопатия Гормоны Грудное вскармливание Декретный отпуск Добрые дела Дом Домашнее образование Дополнительное образование Женская консультация Здоровые дети Лекарственные препараты Личный опыт Народная медицина Осознанное родительство Первый ребенок Почти смешно Прививки Приметы и поверья Раннее развитие Рассказы о родах Секс Слинг Спорт Частное мнение
Сказка дня
Лис и лошадь
одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.
Оставить комментарий: