Детская дружба. С чего она начинается?

Малыш родился. С этого самого момента родители начинают сложный процесс воспитания своего ребенка. Необходимость в некоторых вещах при этом очевидна — в первую очередь, это удовлетворение физических  потребностей ребенка в пище, одежде и сне. Менее очевидна, но также всем родителям (хотя бы на интуитивном уровне)  понятна, необходимость развивать интеллектуальные способности ребенка — для этого приобретаются так называемые «развивающие» игрушки, предназначенные для детей от рождения.

Личностное взаимодействие между людьми — вот наименее очевидный аспект воспитания, о котором родители начинают задумываться слишком поздно, как правило лишь в том случае, когда у ребенка появляются проблемы при взаимодействии со сверстниками.

Постойте, скажите Вы, о каком личностном взаимодействии может идти речь применительно к младенцу, который лежит в кроватке и не понимает ни слова? Да, действительно, проходит не мало времени, прежде чем ребенок начинает понимать обращенную к нему речь и еще больше времени проходит, прежде чем ребенок сможет самостоятельно объясняться со взрослыми. Тем не менее, любой специалист по раннему развитию объяснит Вам, что маленький ребенок понимает гораздо больше, чем Вы можете себе представить.

Уже в месяц многие дети способны отличать мать от прочих взрослых и улыбаться именно ей. К полугоду дети четко различают «своих» от чужих и ведут себя соответствующе в меру своего темперамента. Ребенок еще не умеет не то что говорить, но и ходить, но уже в это время дети словно губка впитывают в себя модели поведения, которые им, сами того не понимая, преподают взрослые.

Ребенок не понимает смысла разговора, но уже улавливает эмоциональное состояние в первую очередь матери и отца: радостные, печальные, вопросительные и утвердительные интонации голоса, а также усваивает способы реагирования в диалоге.

Вы часто позволяете себе игнорировать вопросы супруга/супруги, потому что они кажутся Вам не важными или несвоевременными? Вы интроверт и не привыкли ярко и эмоционально отвечать на радостные сообщения супруга/супруги? Вы по природе сухи и не способны сопереживать другому человеку, по крайней мере так, чтобы Ваша реакция была понятна даже ребенку?  Ваше поведение с близкими людьми оставляет незримый отпечаток в сознании Вашего ребенка. А уж если Вы позволяете себе кричать на домашних или применять физическую силу...

Будьте уверенны, что к трем годам, когда Ваш ребенок более-менее уверенно заговорит, он будет вести себя в подобных ситуациях точно также, если не с Вами, то как минимум со сверстниками! Как правило, прежде чем родители задумываются, откуда у их ребенка столь неожиданные реакции в общении с друзьями по песочнице, малыш уже выносит из семьи такие черты характера, которые родители сознательно не пожелали бы ему иметь.

Психологи разных стран и школ единодушно сходятся во мнении, что атмосфера любви, сопереживания, спокойного и позитивного общения между родителями, примеры отзывчивости на нужды друг друга между членами семьи, в период раннего детства - вот тот фундамент на котором ребенок впоследствии сможет успешно строить дружеские отношения с равными себе, то есть со сверстниками.

Первые контакты с ровесниками, конечно, очень мало похожи на то, что взрослые называют дружбой. Как правило, малыши, едва научившиеся ходить и еще не умеющие говорить, впервые встречаются в песочнице на детской площадке.

Снова можно возразить, мол,  о какой дружбе в песочнице может идти речь, когда дети в возрасте до двух лет играют не вместе, а рядом, и явно интересуются не друг другом, а чужими игрушками?

Конечно, в этом возрасте почти отсутствует избирательность при выборе с кем из сверстников общаться, кроме того, это общение является ситуативным и переезд в другой район города может совершенно безболезненно разрушить отношения между малышами. Ребенок, с интересом игравший с яркими игрушками мальчика в синих штанишках, с таким же интересом будет играть в новой песочнице рядом с девочкой-ровесницей, которую он впервые видит. Тем не менее, начальный этап знакомства со сверстниками тоже важен в развитии способности дружить и адаптироваться в детском коллективе, если родители правильно понимают его значение.

При прогулках на детской площадке с малышами до трех лет перед родителями ставятся три основные задачи. Во-первых, следует начинать обучать малыша правилам поведения со сверстниками, для начала достаточно трех простых «не»: не сыпать песок на детей, не ломать чужие песочные шедевры, не отбирать игрушки.

Привить эти правила малышу может только авторитетный взрослый. Ведь с ребенком до трех или, тем более, до двух лет, бессмысленно «договариваться», ему не доступны логические цепочки для мотивации собственных действий. Ребенок в этом возрасте не умеет ставить себя на место другого малыша, поэтому аппеляция к сознательности ребенка по схеме: «Маша, что ты делаешь, Пете же больно!»- также бесполезна. Только строгий или огорченный тон голоса матери и знакомая фраза «нельзя» могут помочь ребенку определить границы дозволенного.

Почему необходимо определять границы дозволенного в общении с ровесниками? Хочется предостеречь от ошибочного представления о том, что взрослые не должны вмешиваться в детские игры в песочнице, мол, дети сами разберутся. С одной стороны, похвально желание воспитывать самостоятельность в ребенке, но с другой стороны Вы должны учесть, что другие родители могут не позволить своим детям играть с ребенком, чье поведение агрессивно или непредсказуемо. Если Ваш ребенок без Вашей помощи не усвоит простых «не» и будет в зависимости от настроения обсыпать других детей песком или отбирать их игрушки, это может быть отмечено другими родителями.

Маленькие дети, возможно, не смогут сделать вывода, что рядом с Ваней Ивановым лучше не играть, но мамы и папы несомненно постараются сделать все, чтобы их детям не грозила опасность получить игрушкой по рукам или ведерко песка на голову. Взрослые легко могут запретить своим детям общаться с проблемным, по их мнению, ребенком. Ваш малыш по Вашей вине может внезапно оказаться в изоляции и ему будет очень сложно понять, почему рядом с ним никто не играет.

Во-вторых, уже в этом возрасте нужно следить, кто играет рядом с Вашим ребенком, так как детям свойственно такое качество, как бездумная подражательность. Дети просто копируют поведение и слова друг друга, не вникая в их смысл и уж тем более не задаваясь нравственной оценкой слов или действий.

Мы уже привели пример с обсыпанием песком. Нередка ситуация, когда один ребенок весело подкидывает песок лопаткой, и вот уже все малыши в песочнице повторяют то же самое. Другой маленький экспериментатор начинает звонко кричать, потому что ему нравится слушать, как звук резонирует между домами, к нему немедленно присоединяются малыши, которым еще минуту назад и в голову не приходило делать что-либо подобное.

Следить, рядом с кем играет Ваш ребенок гораздо проще, чем отучать его потом от вредных слов или действий. Такие случаи представляют хороший повод для родителей с самого раннего возраста прививать ребенку понятие о том, что не всегда хорошо и позволительно делать то же, что и все.

В-третьих, родители не должны ждать, пока их ребенок сам научится играть. Конечно, здоровый ребенок, глядя на сверстников, постепенно научится и копать песочек и делать куличики, но разве можно сравнить жизненный опыт и ум двухлетки с умом взрослого?

Самое время учить детей игровой деятельности! Поверьте, если Ваш ребенок, пусть пока с Вашей помощью, научится не просто лепить куличики, а строить «города» и «дороги» из песка, научится самозабвенно чертить на асфальте палочки и загогулины, «сажать» в песочнице сад из травинок и веточек и тому подобным необычным игровым действиям, вероятность того, что он будет играть один и к нему не будут тянуться сверстники будет стремиться к нулю.

С песочницы Ваш малыш станет заводилой и душой компании, насколько эти понятия возможно применить к маленькому ребенку. Ведь в основе следующего этапа дружеских отношений, доступных детям трех-семи лет, лежит именно совместная игровая деятельность.

Логинова Юлия
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Детка-Конфетка - портал для детей и их родителей. Содержание, XML.