Рекомендации по времени и частоте развивающих занятий

Как заниматься с ребенком?

Родители, намеревающиеся с пеленок развивать свое чадо, часто задаются вопросом: сколько времени нужно посвящать занятиям в первые месяцы или даже дни жизни малыша?

Большинство психологов советуют вообще не проводить каких бы то ни было специальных, спланированных «уроков» с заранее продуманной программой. Лучше, чтобы малыш получал новые знания и знакомился с окружающим миром в процессе игры или непринужденного общения с близкими людьми. Для этого нужно как можно больше разговаривать с ним, комментируя происходящее, например: «Сережа проснулся», «Мы одеваемся на прогулку», «Давай возьмем погремушку» и т.п. Даже совсем маленькому ребенку полезно читать стихи и рассказывать сказки.

Сторонники раннего изучения иностранных языков могут общаться с крохой на английском, китайском и любом другом языке. Главное правило – не надо переводить ребенку слова и предложения – напротив, стоит разграничивать родную и иностранную речь.

Даже если Вы не обладаете музыкальным слухом – не стесняйтесь петь ребенку. По данным некоторых исследований, пение активизирует больше языковых центров мозга, чем монотонная речь: звуки и слова, произнесенные нараспев, привлекают больше внимания и лучше запоминаются ребенком.

Не менее важно предоставить ребенку возможность почаще наблюдать за явлениями природы – дождем, снегом, ветром. Показывайте ему разноцветные опавшие листья, небо с плывущими облаками, яркие цветы. Познакомьте малыша с птицами, животными и их языком: воробей говорит «чирик-чирик», кошка – «мяу-мяу», собака – «гав-гав», корова – «му-му» и т.д.

В повседневной жизни, «между прочим» можно развивать и сенсорное восприятие малыша. Маленькие дети очень любят слушать звуки колокольчиков, бубнов. Можно использовать и подручные инструменты – например, ложки, кастрюли, прищепки для белья – малыши с не меньшим восторгом будут реагировать на издаваемые ими звуки. По мнению психологов, это не только учит малыша различать нюансы звуков, но и способствует формированию звукопроизносительной стороны речи. Для развития обоняния ребенка во время приготовления обеда можно дать ему понюхать ароматные травы, не слишком терпкие специи или цедру цитрусовых фруктов. Для стимуляции тактильных ощущений дайте пощупать ребенку ткани разных фактур – мягкую плюшевую обивку дивана, плотные жаккардовые шторы и тонкую органзу, нежный шелковый халат и грубую мешковину.

Зеленый и красный свет

Как правило, занятия в непринужденной атмосфере вызывают большой интерес у малышей. Но в силу незрелости их нервной системы, дети первых месяцев жизни не могут долго концентрировать внимание на одном и том же предмете. Повнимательнее присматривайтесь к сигналам, подаваемым ребенком:

- Улыбка, широко открытые глаза, внимательный взгляд, оживленное выражение лица, жесты руками,– верные признаки того, что ребенку интересно и он готов воспринимать новую информацию.

- Классические «симптом» скуки – пустой отсутствующий взгляд. Если ребенок отводит глаза, отворачивает голову и хмурит брови – пора сделать перерыв.

- Если малыш трет уши или глаза, «клюет» головой, зевает или его веки медленно опускаются – это говорит о том, что он устал и хочет спать

Существуют некоторые хитрости и приемы, помогающие привлечь и удержать внимание маленького ученика:

- Поймайте взгляд крохи перед тем, как начать разговор – таким образом Вы завладеете его вниманием на более длительное время.

- Возьмите ребенка на руки и поднимите вертикально или посадите на колени лицом к себе. Лежа на спине малыши «ленивее» воспринимают новую информацию.

- Смотрите ребенку в глаза на протяжении всей беседы.

- Не говорите слишком замысловатым языком – используйте предложения из двух-трех коротких слов.

- Четко произносите слова, растягивая гласные звуки.

- Подкрепляйте слова наглядными образами, жестами или действиями.

- Повторяйте за ребенком его звуки. Не перебивайте ребенка, если он отвечает Вам на своем языке.

- Используйте разные интонации, чередуйте тихий и громкий тон.

Продолжительность занятий

Методика Мария Монтессори основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку. Продолжительность занятий зависит от особенностей каждого конкретного ребенка и его реакций.

Глен Доман рекомендует проводить первые уроки чтения и математики буквально с рождения. Для этого нужно показывать малышу большие карточки с крупно написанными на них красными словами или красными точками (множествами). Каждое занятие может продолжаться не более 5-10 секунд; можно проводить уроки приблизительно 10 раз в день.

Сесиль Лупан также советует не злоупотреблять вниманием малыша. Например, каждый урок живописи может заключаться в демонстрации малышу какой-либо известной репродукции. Для того, чтобы ребенок не потерял интерес к таким занятиям, начинать стоит буквально с нескольких секунд.

В своей книге «Поверь в свое дитя» она дает следующие советы:

- Ребенку не нужна обязательная ежедневная программа занятий: «Часто родители стремятся, чтобы их ребенок одновременно осваивал множество различных предметов. В результате он вынужден каждый день заниматься всем понемногу, и его жизнь превращается в каторгу».

- Гораздо эффективнее, чем ежедневные «уроки» ребенка формирует вся совокупность различных знаний, полученных им в повседневной жизни.

- Не надо добиваться эффективности любой ценой. Не нужно считать, что вы обязательно использовать каждое мгновение, проведенное с малышом, с максимальной пользой. Если постоянно думать о том, что необходимо с ребенком заняться чем-то развивающим, то это может плохо отразиться на отношениях с ним.

- Любое обучение малышей должно быть похоже на веселую игру, которую следует прекращать раньше, чем ребенок устанет.

- Если малыш утратил интерес к тем или иным занятиям, не получает от них удовольствия и не движется вперед, необходимо прекратить уроки на несколько недель или даже месяцев. А когда после перерыва занятия возобновятся, то ребенок начнет делать колоссальные успехи.

Сафронова Марина
все статьи автора

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)