Помогите воспитать. Авторитетные советы

Во все времена на умы и деяния матерей по отношению к детям влияли не только советы подружек, но и авторитетные заявления авторитетных же мастеров педиатрии и педагогики. Наших матерей воспитывали Макаренко и Ушинский. Наши матери воспитывали нас по «Бенджамину Споку». Наши дети воспитываются так, как велят Зайцевы, Никитины и доктор Комаровский. Разберемся, чьи советы по воспитанию и уходу за детьми состоятельны до сих пор, к чьему мнению прислушиваются современные мамы.

Дела давно минувших дней.

Лев Толстой и Константин Ушинский – это адепты зарождающейся науки педагогики. Лев Николаевич на своем опыте испытал тяготы и лишения получения образования в государственных институтах и, накопив такой опыт, создал собственную школу. Константин Дмитриевич – педагог и инспектор Смольного института. Именно на его базе он составил и воплотил в жизнь программу по развитию женского образования.

Оба талантливейших педагога уделяли пристальное внимание раннему и энциклопедическому образованию. Основой всестороннего развития личности с точки зрения адептов, является гуманитарное воспитание и труд: постоянный, плодотворный, насыщенный. И личный пример – прямой путь к формированию и развитию гармоничной счастливой личности.

«Воспитание не только должно развивать разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». К. Д. Ушинский

«Воспитание детей представляется сложным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймешь, что воспитывать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о воспитании и остается один вопрос: как надо самому жить?» Л. Н. Толстой

Советская педагогика.

Социум, а не семья, стали основными идеологами воспитания подрастающего поколения. Ясли, сады и школы – вот те места, в которых взращивали детей, формировали их умы, сердца и тела. Почему именно государство взяло на себя роль воспитателя? Потому что целая страна работала над … страной. Взрослые были заняты трудовыми подвигами во имя себя (не личности, но народа). Дети же не остались вне внимания взрослых, но не в семейном кругу, а на государственном уровне. Советские лозунги «Все лучшее – детям», «Дети – наше будущее» знает каждый.

Однако, давая детям «все лучшее», к ним предъявлялись и высокие требования.

Антон Семенович Макаренко, педагог, народный учитель Советского Союза, соединенял воспитание и обучение с коллективным производительным трудом. Вслед за новаторскими идеями Ушинского и Толстого, Антон Семенович отказывался от традиционной вертикали «воспитатель-воспитанник» в пользу расширения пространства воспитания на весь социум в целом. Видимо, так распространенное нынче понятие «социализация» надо приписать Макаренко. Индивидуум ведь не живет в отрыве от социума. И личные черты характера (любого толка: и доброта, и агрессивность, и щедрость, и жадность) не могут всегда характеризовать человека. Большую часть своей жизни человек живет, как член коллектива: детского, трудового, семейного (ведь 2 человека – уже коллектив). Поэтому основная задача воспитателя – сформировать человека, ответственного перед другими людьми.

«Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями, вы их не замечаете». А. С. Макаренко.


«Ребенок и уход за ним».

 

Бенджамин Спок, известнейший американский педиатр,  и до сих пор, спустя более 60 лет после выхода в 1946 году его книги «Ребенок и уход за ним» известен практически каждой маме. Его идеи прямо сформировали мнение матерей нескольких поколений. Современным мамам он четко и подробно объяснил, что и как происходит в организме ребенка, каковы его физиологические и эмоциональные потребности. Он признавал за ребенком право быть услышанным и понятым. Он признавал за мамой быть той, которая лучше всех понимает своего ребенка, но и не забывать о собственных нуждах. Он учил мам доверять себе и ребенку (а не только врачам и воспитателям). Просто революционным было его утверждение «Вы знаете гораздо больше, чем вам кажется». Бенджамин Спок сделал великий шаг на пути к естественному родительству. Он чуть ли не первым рассматривал ребенка, даже новорожденного, как личность, со своими собственными нуждами и потребностями, а не как объект дисциплинарного воздействия.

 

«Нет  похожих детей,  как  нет  и похожих родителей. По-разному протекают  болезни у детей;  различные  формы в разных семьях приобретают  и проблемы воспитания.  Все, что я  мог  сделать,  - это описать  лишь  самые  общие  случаи.  Помните, что  вы  хорошо знаете вашего ребенка, а я его не знаю совсем». Б. Спок.

 

Современники, не классики.

Технический прогресс делает свое дело: все доступней становится информация, все раздробленней становятся ряды родителей: общей согласованной линии отныне нет.

В конце 20 и начале 21 века на стезю просвещения и поучения родителей вступают много новаторов и экспериментаторов.

Леонид Михайлович Рошаль, детский хирург, «Детский доктор мира», эксперт Всемирной организации здравоохранения пишет книгу о том, как уберечь детей от травм и

Харьковский педиатр Евгений Комаровский в своих книгах, на интернет-просторах и в телепередачах взывает к здравому смыслу родителей, объясняя обывательским языком медицинские термины и проблемы.

Родителям-интеллектуалам предлагается широкий выбор по развитию энциклопедических знаний и интеллектуальных возможностей:

- игры Никитиных («Возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если они "не нужны", то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если у ребенка нет необходимых видов деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование»),

- карточки Домана («Я хочу дать детям неограниченные возможности в жизни»)

- пособия Марии Монтессори (вместе с Антоном Семеновичем Макаренко, Мария Монтессори – одна из четырех педагогов мира, определивших педагогическое мышлении в 20 веке)

- и многие-многие другие дают пищу для ума современным родителям.

Сегодня не знать и не чувствовать своего ребенка так же странно, как, скажем, в 18 веке не отдавать его до 3-4 лет кормилицам. Веяние времен велит нам, родителям, не быть пассивными наблюдателями жизни ребенка, а ярко и полно участвовать в нем.

Счастливого нам детства наших детей!

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Детка-Конфетка - портал для детей и их родителей. Содержание, XML.