Трудные дети

Дети – цветы жизни. Пожалуй, это выражение известно всем. Когда будущие мама и папа ждут появления на свет своего ребенка, они пребывают в приподнятом настроении. Впереди их ждет много интересного, нового. Они начинают выбирать имя будущего малыша, планировать, как обустроят его комнату, покупают его первые вещи, представляют в какой детский сад он пойдет, каким спортом будет заниматься, какой институт закончит… В своих мечтаниях мамы и папы могут зайти очень далеко, но вот в жизни зачастую все происходит не так радужно и беспроблемно, как нам бы того хотелось. Дети болеют, капризничают, не хотят ходить в музыкальную школу, ленятся делать уроки… А иногда в поведении детей, в особенности подростков, появляются отклонения, и их начинают называть «трудными детьми». Давайте разберемся, почему так происходит.

На самом деле, во многих отклонения, которые возникают у наших детей, виноваты мы сами. В попытке обеспечить им «счастливое детство», дать им хорошее воспитание и образование мы порой не замечаем, что в действительности нужно ребенку. С самого детства мы наблюдаем за тем, как он растет, радуемся и переживаем. Многие родители начинают отказывать себе во многих вещах, считая, что маленькому ребенку эти вещи важнее. Причем, если в семье есть старшие дети, то эти ограничения накладываются и на них, что зарождает в них обиду, а младшим братьям-сестрам может в будущем сослужить очень плохую службу. Вместе с тем, по мере взросления, мы пытаемся прививать нашим детям прописные истины, рассказывать, «что такое хорошо и что такое плохо». Постепенно приходит время, когда ребенку пора идти в школу.

Именно со школой многие родители в нашей стране связывают большие надежды. Каждый родитель уверен, что его чадо может (а то и обязано!) стать отличником. В борьбе за успеваемость многие используют старый проверенный метод: тотальный контроль над ребенком, посильная помощь со стороны родителей и страх наказания в случае получения «плохой» отметки. Основная масса родителей уверена, что эта система работает со всеми детьми. Но на практике оказывается, что некоторые дети действительно учатся хорошо в таких условиях, а у некоторых от постоянного давления пропадает всякое желание учиться. Пропадает желание у ребенка, рушатся большие надежды родителей, которые начинают (может и невольно) относится к своему ребенку, как к недостаточно умному/способному/развитому/одаренному и т.д. У ребенка же появляются другие интересы: его тянет на улицу, к таким же, как и он.

Интерес к воспитанию ребенка сохраняется у родителей примерно до окончания начальной школы, когда ребенком еще можно хоть как-то управлять. Позднее все большее влияние на детей начинают оказывать друзья, окружение, школа. Вот тут-то наступает момент, когда родители перекладывают ответственность в воспитании детей с себя на школу и начинают во всех проблемах винить учителей, окружение ребенка, телевидение и т.д. От собственно воспитания родители практически абстрагируются. Ребенок же, замечая непонимание и постоянное недовольство родителей, все больше времени проводит с друзьями, на улице, иногда родители даже не знают, где именно. Причем сами родители предпочитают не афишировать эту проблему, поддерживая имидж «добропорядочной семьи». А ребенок тем временем становится агрессивным, грубым, неуправляемым. Тут-то его и начинают называть трудным.

Трудными подростками принято называть детей, которые имеют резкие отклонения от общепринятых норм в своем поведении, что препятствует их полноценному воспитанию. Обычно трудные дети ведут себя подчеркнуто независимо, они открыто высказывают свое нежелание учиться, хамят учителям, отличаются отсутствием дисциплины, завоевывают авторитет среди сверстников «кулаками». Обычно таких детей отвергают одноклассники, и они стараются сблизиться с себе подобными, уходят из школы, бродят группами по улицам.

Зачастую за вызывающим поведением трудных подростков скрывается психологическая незрелость, инфантилизм, чувство неполноценности. Такие дети обычно сильно возбудимы, свои поступки они совершают импульсивно, ведут себя по-детски.

Причиной отклонений в поведении подростков могут быть психические заболевания. Если родители сталкиваются с такой проблемой, то не стоит надеяться, что все пройдет само, нужно обязательно обратиться к психоневрологу.

Однако психические заболевания – это достаточно редкая причина данной проблемы. Обычно ребенок меняется под влиянием окружающей среды. И здесь основная ответственность лежит на родителях, которые продолжают гнуть свою линию поведения в отношении с ребенком, не уделяя внимания переменам в его душевном состоянии и не подстраиваясь под его меняющиеся потребности.

Часто трудные подростки происходят из неблагополучных семей, где отсутствует нормальная модель  семейного сосуществования.

Иногда трудности у ребенка возникают, когда ему плохо дается учеба. Он начинает чувствовать себя отверженным, теряет интерес к учебе, уходит на улицу, в компании, где ребята курят, выпивают, употребляют наркотики.

Так что же делать родителям, чтобы справиться с такой ситуацией?

Прежде всего, нужно внимательно прислушиваться к своему ребенку, стараться улавливать малейшие изменения его настроения и поведения.

Не злоупотребляйте запретами и наказаниями, постарайтесь разобраться, почему ребенок ведет себя тем или иным образом. Постарайтесь к каждому ребенку находить индивидуальный подход.

Разговаривайте со своим ребенком. Не нужно требовать немедленного выполнения им каких-то условий, идеального поведения, отличных оценок в школе. Дайте ему время, объясняйте, направляйте, а не принуждайте.

Хвалите своего ребенка. Для трудного подростка величайшее счастье понять, что он тоже может сделать что-то важное и полезное. Радость от успеха поможет ему самосовершенствоваться.

Как часто мы начинаем уделять внимание воспитанию наших детей, когда у них уже появляются проблемы. Но ведь куда легче не доводить до этого. Уделяйте побольше внимания вашим пока еще «благополучным» детям. Ведь только от вас зависит, каким вырастет ваш ребенок!

Комментарии:

Анонсы

1.06.2023:
№81 "Много лет спустя"

Сказка дня

Лис и лошадь

одного крестьянина была лошадь, которая служила ему верой и правдой, да состарилась и служить больше не могла, а потому хозяин не захотел ее больше кормить и сказал: "Ты мне, конечно, не можешь уж теперь ни на что годиться, однако я тебе зла не желаю, и если ты выкажешь себя еще настолько сильной, что приведешь сюда льва, так я тебя содержать готов; а теперь проваливай из моей конюшни", — и выгнал ее в поле. Лошадь запечалилась и пошла к лесу, чтобы там поискать защиты от непогоды.

Узнать, что было дальше

Форум

Re: Детские перлы от skameykin22 (25 Ноябрь 2016, в 03:45)